Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

о включении данной территории Западной Карелии в ареал оседлого расселения карельского этноса начиная с конца XV в. Полученные результаты ещё раз показывают, что память об истории и характере объектов, находящихся в ближней округе и прекративших своё существование более ста лет назад, у местного населения не сохраняется. Работы на острове Лиетесуари — это хороший пример того, что проблематика памятников «лопи», как подчеркивалось ранее, может быть решена только с помощью археологических изысканий. Смоляное производство Несмотря на то что «смоляные ямы» — многочисленный тип археологических памятников на территории Карелии, их изучение археологами стало проводиться совсем недавно, в последнее десятилетие. Причина в том, что производство смолы в Карелии и в соседней Финляндии активно и повсеместно осуществлялось ещё в первой четверти ХХ в., поэтому памятники этой сферы крестьянской деятельности воспринимались археологами как малоинтересная этнографическая данность. В XXI в. ужесточение законодательства Российской Федерации по сохранению объектов историко-культурного наследия дало возможность массово проводить раскопки угольных ям и куч в рамках охранных работ. В статье не ставилась задача подробно рассмотреть характер и особенности термической переработки древесины в Карелии7. Остановимся на ее основных моментах. До 1864 г. в Южной и Центральной Карелии древесный уголь выжигался в огромных количествах для нужд железоделательных заводов Олонецкого края. В последующее время поле сбыта сузилось в основном до потребностей ближайшей округи. В Беломорской Карелии смолокурение и углежжение как отдельные отрасли в небольшом объеме существовали среди крестьянских промыслов в XIX-XX вв. Например, по данным губернского статистического комитета, в западных карельских волостях огромного Кемского уезда Архангельской губернии в 1872 г. насчитывалось 43 смолокура. В период распутицы при выжигании угля, золы и выгонке («сидке») смолы и дегтя они пользовались традиционными способами: в присыпанных землей ямах, иногда с выложенными камнями стенками; в штабелях при открытом доступе воздуха8. Выгонка смолы невысокого качества (с примесью подсмольной воды), как и выплавка железа из болотной руды, в удалённых местах Карелии проводилась в основном для потребностей крестьянских хозяйств. Простые «ямные» конструкции смолокурен просуществовали здесь до середины ХХ в. Сходный тип углежогных объектов бытовал и у других финно-угорских народов. Например, по описанию У. Сирелиуса, коми-зыряне делали смоляные ямы небольшой глубины — 0,5-1 м. Их дно и уложенные горизонтально поленья накрывались кусками еловой коры. Все сооружение сверху засыпалось землей с оставлением двух входов для поджигания9. В соседних районах Северной Финляндии уже во второй половине XIX в. из-за растущего спроса химической промышленности мирового рынка «ямная выкурка» смолы была модернизирована в печное производство [8]. В финской этнографической литературе есть подробная информация о способах выгонки смолы в крестьянских хозяйствах в разных районах Финляндии в XIX в., что позволяет наметить некоторые региональные отличия. В Финской Карелии курение смоляной ямы проводилось до и после Иванова дня под руководством опытного смолокура. Обычно процесс 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz