Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

Keywords: Eastern Fennoscandia, theWestern White Sea, Voknavolok, the Middle Ages, Lapps, tarextraction Acknowledgments: the articlewas supported by the federal budget to carry out the state task of the Federal Research Centre “Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences” No. 0226-2019-0066. The author expresses his sincere gratitude to Yu. Kozhevnikova, E. Suominen, V. Gorshkov. For citation: Shakhnovitch M. M. Latemedieval tarproductionontheLakeVerkhneeKuito. On the question of “Lopar antiquities”intheWesternWhite Sea region / Transactions ofthe Kola Science Centre of RAS. Humanitarian Studies. Series 22. 2022. Vol. 13, no. 2. P. 130-141. doi:10.37614/2307-5252.2022.2.13.22.010 С XIX в. и до наших дней земляные стационарные находки в лесах Северной Финляндии и Северной Карелии историки и этнографы, следуя в русле многовековой народной традиции, описывают как следы деятельности легендарной «лопи», которая в региональной историографии отождествляется с саамским этносом. Список «лопарских древностей» значителен: «лапландские могилы», «лопарские ямы», «лопские печища», «лопарские руины», «оленьи могилы» и т. д. Сегодня можно утверждать, что такая односторонняя трактовка спорна и требует дополнительного обоснования. Письменные свидетельства историко-географического характера, касающиеся региона Беломорья и Восточной Лапландии, — это единичные упоминания и лаконичные описания, встречающиеся в древнерусских документах и скандинавской эпической литературе. Культурная интерпретация «имеющих древний вид» исторических объектов в Восточной Фенноскандии с их помощью невозможна. Только благодаря археологическим изысканиям можно получить качественно новую информацию по «лопарской» истории этого региона в период Средневековья [1]. В данной работе речь пойдет о двух разных, но увязанных на одном археологическом объекте темах: о «лопском вопросе», столь важном для Средневековья Западного Прибеломорья, и о проблематике крестьянских промыслов, в частности производства смолы. По письменным документам XVI-XVIII вв. несколько «лопарских станов» находилось на крупнейшем водоёме Северной Карелии — Куйто-озере (современный Калевальский район Республики Карелия). Для получения новых сведений о «лопских» памятниках в Беломорской Карелии археологическая экспедиция Карельского государственного краеведческого музея и антропологический отряд МАЭ РАН в 2008 г. проводили комплексные разведочные работы в западной части озера Верхнее Куйто (Калевальский и Костомукшский районы Республики Карелия), около старинного карельского села Вокнаволок (Вуоккиниеми). История археологических работ в селе Вокнаволок Первые опубликованные археологические предметы из окрестностей села Вокнаволок были приобретены у местных крестьян в конце XIX в. финляндским этнографом Л. В. Пяаккёненым1. В 1918 и 1921 гг. в Национальный музей Финляндии от М. Ремшуева поступили несколько каменных артефактов [2 : 60]. Московский археолог А. Я. Брюсов в общей сводке археологических находок и памятников, известных в Карелии к 1930-м гг., описывает небольшую коллекцию из Вокнаволока (сланцевые орудия (два топора и тесло) и фрагменты неолитической керамики), переданную в начале XX в. в Олонецкий губернский 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz