Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

посёлка Тулома) были прекрасные покосы, на которых мужчина мог за день заработать один рубль, а женщина 50 копеек, причём им причитались также «обильные хозяйские харчи» [1 : 262]. Вторым примером является добыча жемчуга, причём несколько веков назад кольский жемчуг доходил до Москвы, а в семье северных крестьян от матери к дочери передавалось несколько ниток местного жемчуга [1 : 258]. И, наконец, сами коляне могли покупать бревна на туломских лесных заготовках по низким ценам. Это объясняется тем, что после разорения англичанами Колы во время Крымской войны в 1854 г. её жителей на долгое время освободили от податей [1 : 267]. То есть русское правительство при наличии политической воли может создать благоприятную среду для развития местной экономики, только делается это в экстремальных ситуациях, для преодоления народных бедствий. Второе путешествие в Колу: подробное описание города и горожан Второе пребывание В. И. Немировича-Данченко в Коле состоялось через несколько недель на обратном пути на пароходе из Северной Норвегии. Русские люди, возвращаясь из Европы, часто ощущают контраст, и таковы впечатления писателя от Колы: «Замелькали гнилые срубы заброшенной деревушки, ставшей городом»; «Посмотрите с берега — перед вами жалкие развалины»; «Верхний и нижний концы города особенно жалки..., это — скорее логовище зверя, чем жильё человека, это — усовершенствованная нора, да и только» [1 : 324]. При этом в соседней Норвегии «при одних и тех же экономических условиях и естественных богатствах края возникли людные и красиво отстроенные города, с театрами, школами, музеями. Там прекрасные лавки, суета и движение торговых центров, а у нас пустыня и пустыня мёртвая» [1 : 325]. Кола характеризуется как «город без мяса, без масла, без водки, без портных, без сапожников» [1 : 324]. В качестве вывода звучат печальные слова: «Здесь задохнётся человек со свежими силами или сопьётся с кругу» [1 : 326]. Наша задача — попробовать найти разгадку такого уровня развития кольского общества и понять, служит ли он выражением русского национального характера или же для этого имеются разумные объяснения, а также не таятся ли за этой неприглядной оболочкой возможности для изменения общественной жизни к лучшему. Сначала мы понимаем, что во времена путешествия В. И. Немировича- Данченко Лапландия была местом бездорожья: сухопутный путь по Кольскому полуострову во многих местах представлял собой потоптанную тропу, что связывала друг с другом берега водоёмов, по которым грузы можно было перевозить только на лодках [1 : 348]. Торговый флот также отсутствовал, причём в Коле даже не было пристани (до шняк приходится добираться, перепрыгивая с камня на камень во время отлива [1 : 330]). Почему же колянам было не построить пристань и не заняться торговлей с Архангельском тем же продовольствием взамен на природные ресурсы края? Разгадка заключается в том, что коляне жили почти исключительно ловлей рыбы в Северном Ледовитом океане, причём промышляли они её не только весной и осенью, как и все поморы, но и зимой, с ноября по февраль [1 : 336]. Дома житель Колы проводил не более трех месяцев, да и то наездами [3 : 368]. Что же выгоняло колян в море в неблагоприятных условиях? Опасность попасть в положение покрученников, то есть рыбаков, которые выходят в море ради того, чтобы расплатиться за долги, и отдают практически весь свой улов кредитору. Последний часто совмещал в одном лице торговца продуктами питания и владельца средств производства, что было распространено на Терском берегу Белого моря [3 : 367]. Положение покрученников настолько тяжёлое, что дряхлые старики из последних сил должны были работать в 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz