Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

научной критики исторического источника, под которым понимаем извлечение скрытой информации, которая была не очевидна самому автору, с целью определения резервов для развития кольского общества. Наши выводы при этом могут отличаться от тех, которые сделал сам автор. В ходе формулирования выводов будем использовать методологию герменевтической интерпретации и диалектики. Тем самым мы сможем видеть искомую амбивалентность описываемой реальности, то есть не только негативную сторону, которая бросается в глаза, особенно при первом знакомстве и сопоставлении Колы и Норвегии, но и те позитивные аспекты, на основе которых можно заключить об огромных потенциальных возможностях. В результате мы сможем сформировать определённую настроенность сознания на поиск таких возможностей и в настоящем. Обзор источника и исследовательской литературы Книга «Страна холода» представляет собой собрание путевых заметок автора, в которых он описывал свои впечатления от путешествия, рассказывал о встречах с людьми, иногда рассуждал по поводу увиденного. Мы извлекаем из этих заметок важные исторические факты для самостоятельных обобщений. Из книги читатель узнает, что путешественник сначала обогнул Кольский полуостров на пассажирском пароходе (с одним заходом в Колу), а затем вернулся в Колу из Норвегии, некоторое время пожил и предпринял поход по реке Коле, озеру Имандра и далее по реке Ниве до Кандалакши (его подвозили на своих судах и оленях саамы). В Коле он был два раза: в июне 1873 г., когда писатель плавал из Колы к верховьям Туломы, и в августе того же года — на обратном пути из Северной Норвегии. Описанию жизни Колы посвящена глава «По бездорожью: поездка в Лапландию и Северную Норвегию» [1: 253-338]. Здесь мы последовательно проанализируем раздел 1 «Вверх по реке Туломе» [1 : 253-268] про первое путешествие в Колу и плавание по Туломе и разделы 5, 6 и 7 («Возвращение в Колу» [1 : 324-331], «Общественные нравы в Коле» [1 : 331­ 338] и «Последние дни в Коле» [1 : 338-351]) — они посвящены второму путешествию писателя в Колу. Также мы будем привлекать знаменитую краеведческую работу И. Ф. Ушакова [3] и статьи современных историков: С. А. Никонова и А. В. Воронина [4], а также А. В. Шипилова [5]. Эти работы позволяют лучше понять и оценить исторические факты, изложенные в книге В. И. Немировича-Данченко. К сожалению, текст В. И. Немировича-Данченко, несмотря на сравнительную осведомлённость гуманитариев-североведов о нём, почти не был предметом серьёзного исследовательского анализа, за исключением нескольких случаев. Имеются в виду исследования О. Бодровой [6 : 35, 67] и её совместные исследования с И. А. Разумовой [7 : 130-132]. Они были посвящены проблемам взаимоотношений русских и саамов в их изображении автором, а также мировоззрению саамов как носителей северных преданий. Другой исследователь — автор данной статьи — попытался интерпретировать собранные В. И. Немировичем-Данченко саамские предания с позиции философии Севера и показал, почему они могут быть выразителями подлинного северного духа [8 : 127-131]. В данной статье особое внимание обращено именно на русское общество Колы, повседневность которого реконструируется на основе материала, изложенного в указанной книге. Это позволит понять, почему кольское общество было именно таким, а не иным, что таилось за видимой убогостью и неприглядностью кольской жизни и каковы были скрытые резервы для развития Севера в ту эпоху. В этом аспекте текст В. И. Немировича-Данченко ещё не анализировался, в чем и состоит научная новизна статьи. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz