Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))
Первоначально извоз у саамов составлял ямскую обывательскую повинность, которая возлагалась на весь «мир» (общество) и могла быть выплачена «и деньгами, и натурою»30. Кольский почтовый тракт, протяженностью в 240 верст (около 256 тыс. км), состоял из шести перегонов и проходил через семь почтовых станций, расположенных на расстоянии 30-50 верст друг от друга. Путь пролегал большей частью по берегам озера Имандры, рекам, болотным и лесным участкам Имандрского бассейна. Йокостровская (Экостровская) почтовая станция находилась у одноименного пролива «на западном берегу Имандры, на пригорке», а на восточном берегу высились «Хибинские горы с их разнообразными остроконечными вершинами»31. В 1770-х гг. Екатерина II отменила ямскую повинность, и дорожные станции стали отдавать с торгов на три года тем, кто соглашался «гонять подводы» за наименьшую плату [3 : 368]. Держатели станций, выигравшие торги, для перевозки людей и грузов должны были иметь установленное количество ездовых оленей (для зимнего времени), лодок (для перевозок в летнее время) и гребцов, которые в то же время служили провожатыми и носильщиками по сухопутным переходам32. Как раз саамы Экостровского погоста и отправляли традиционно дорожную повинность, или «гоньбу», в южном и центральном секторах Кольского почтового тракта, на почтовых станциях Зашеечной, Йокостровской, Разнаволоцкой, переименованной позднее в Пулозерскую. Экостровские, реже и другие имандрские саамы, как правило, присматривали и за путевыми избами на почтовых станциях, переселялись на этот участок со всей семьей, но продолжали промышлять в своих семейных угодьях. Официальными держателями станций являлись в основном русские, выигравшие 33 торги, а саамам станции перепоручались за меньшие деньги33. Так, А. Ф. Миддендорф приводит следующие цифры: в среднем на почтовую станцию выделялось около 600 руб. в год для оплаты услуг двух ямщиков, из которых, например, двум братьям, работающим на станциях между Кицей и Вороньим ручьем, выплачивалось лишь 350 руб.34. Работа на почтовых станциях часто являлась «семейным подрядом» и в других погостах. Так, станции Йокостров (а затем Белую губу), Разнаволок, Зашеек «держали» Архиповы. Примечательно, что на Йокостровской почтовой станции, как и на многих других, одновременно стояли и тупа — «небольшая изба в 5-6 квадратных саженей, в 3 аршина высотою, с односкатною низкою крышею»35, построенная для путешествующих как своего рода казенная гостиница, и вежа, в которой проживала семья смотрителей. На деле и ямщики, и путешественники отогревались и пили чай в обоих строениях36. Отапливались станционные избы камельком, расположенным у одной из стен и напоминающим финскую печку, вдоль остальных стен стояли широкие скамейки, одновременно выступающие в качестве спального места. Работали ямщиками — гребли и переносили на себе поклажу — как мужчины, так и женщины, последние обычно на перегоне до Йокострова, дальше — только мужчины из-за сложного течения. Ямщиками работали большинство экостровских саамов. Вместе с тем, среди них выделялись некоторые, считавшиеся более профессиональными гребцами или кормчими — Ларивон и Онисим37, Афанасий, служивший матросом на флоте и недавно вернувшийся в Экостровский погост38. 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz