Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

(священник в жизни своей похваляется), то перевесть его в Шуезерский, а шуезерского священника в Панозерский приход »32. Так, в случае острых конфликтов, происходивших в приходской общине, правящий епископ мог распорядиться о перемещении священника в другой храм на своей канонической территории. Постановления Архангельской духовной консистории насыщены биографическими подробностями о белом духовенстве Кольского Севера. С их помощью можно установить или уточнить годы жизни священников и причетников, определить основные вехи пастырского служения иереев, проследить их перемещения из одного прихода в другой и выявить причины этих переводов, выяснить персональный состав причтов. Это позволит в будущем существенно расширить базу данных о сельских священниках в конце XVIII — XIX вв., которая представлена в «Православном словаре Кольского Севера», изданном П. В. Федоровым в 2017 г., и дополнить ее новыми именами [9]. На основании обнаруженных сведений будет рассмотрен малоизученный вопрос о существовании династий священников. Среди учетно-статистической документации отметим отложившиеся в составе фонда Кемского духовного правления редкие материалы: исповедные росписи Кандалакшского прихода за 1812-1813, 1820 гг.33; годовые приходо­ расходные ведомости церквей Кольского благочиния за 1811 г. с указанием источников поступления денег в церковную кассу (за проданные свечи, подаяния «в кошельки и кружки », за «отданные в наем домы и лавки »), ведомость о детях священников и причетников Кольского уезда, «имеющих поступить в приходское училище» в Архангельске в 1817 г.34. Дополнительным источником информации по истории приходов Кольского Севера в XIX в. можно рассматривать сами рукописные описи Кемского духовного правления. Грамотно составленные архивистами в 1937 г. заголовки архивных дел, которые «выбыли» в последующее время, нередко раскрывают содержание уничтоженных документов. В их названиях отразились сведения о развитии церковно-приходской системы, в том числе об открытии новых приходов, возведении молитвенных домов и церквей, составе причтов и жизни священников (есть информация об их смерти, перемене мест служения, связанных с ними судебных разбирательствах). Так, обнаруживаются любопытные факты о Симеоне Плотникове, служившем в кольском Воскресенском соборе до 1840 г., а затем по каким-то причинам попавшем под запрет и высланном на епитимию в Спасо-Преображенский Пертоминский монастырь. На освободившееся место в соборном причте поступил иерей Матфей Поликин, впоследствии ставший его настоятелем и благочинным Кольского округа. Выводы Итак, в составе фонда Кемского духовного правления НА РК до нас дошли документы, обладающие высоким информационным потенциалом и значимостью для изучения особенностей развития церковно-приходской структуры на Кольском Севере в конце XVIII — XIX вв. Наиболее ценными среди них представляются многочисленные указы Архангельской духовной консистории, исповедные росписи, официальная переписка причтов с благочинными и членами правления за первую четверть XIX в. Они позволяют прослеживать непростые судьбы сельских пастырей, служивших на Кольском Севере, рассматривать отдельные события повседневной жизни приходских общин на протяжении всего XIX столетия. 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz