Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

Сохранились данные о казенных пособиях для приходских храмов Кольского уезда, которые позволяют установить факт перевода к 1847 г. местных церквей и причтов на «штатное содержание» и оценить объем их финансовой поддержки Российским государством. Так, по новому расписанию денежные суммы получали семь уездных церквей, разделенных на классы в соответствии с числом прихожан: Предтеченская в Кандалакше (относилась к 4-му классу, ей полагалось 404 рубля), Успенская в Варзуге, Никольская в Керети, святителя Василия Великого в Тетрино, Воскресенская в Умбе (6-го класса, по 270 рублей), Петропавловские в Поное и Варзуге (обе последнего, 7-го, класса, по 190 рублей)26. Многочисленные рапорты приходских священников и причетников предоставляют исследователям сведения о значительных материальных трудностях, которые испытывали клирики в повседневной жизни. В июле 1809 г. служившие в кольском Воскресенском соборе иереи Василий Ивановский и Александр Измайлов, дьячок Алексей Федоров и пономарь Филипп Сидоровский писали в Архангельск о создавшемся в их приходе сложном положении: «От веку не имеем пахотной и сенокосной земли и никаких угодий к рыбным и другим промыслам, но только питаемся доходом за исправление мирских треб, хождением по храмовым праздникам со крестом и святою водою по обывательским домам городы Колы и собственными трудами »21. Далее они рассказывали о нападении на город англичан28, разграбивших хозяйства местных прихожан: «Сего года 11 мая нахождением аглицких неприятельских судов жители города Кола крайне разорены » — и просили оказать хоть какую-то помощь в строительстве новых причтовых домов29. Подобного рода свидетельства могут также использоваться при изучении вопроса о влиянии происходивших на Кольском Севере внешнеполитических событий на судьбы духовенства края. Документы из фонда Кемского духовного правления сообщают о непростых взаимоотношениях клириков и прихожан. В начале 1847 г. причт Понойского прихода жаловался на местных крестьян, отнявших у него тоню Лахту, многие годы служившую едва ли не основным источником пропитания для семейств понойских иерея и дьячка. В клировой ведомости за 1817 г. указывалось, что «во владении священноцерковнослужителей пашенной земли не имеется, да и сенокосной самое малое количество, на содержание им от прихожан дана для улову рыбы семга тоня и малое количество получают денежной руги»30. В ответном предписании консистории говорилось о том, что необходимые сведения, которые могли бы подтвердить отвод тони в пользу священноцерковнослужителей Понойского прихода при его открытии, отсутствуют в ее архиве (все бумаги сгорели в страшном пожаре, охватившем центр Архангельска в 1793 г.). Бедствующему причту предлагалось обратиться за нужными документами в Понойское сельское управление и там отстаивать свои права на рыбную ловлю на основании «закона десятилетней давности ». Приведем еще один пример. В 1817 г. крестьяне Умбского прихода соглашались построить для семей священника и дьячка только один дом «о двух теплых покоях» и, как писал благочинный в правление, «при том они, прихожане, не давают им по неимению пашенной земли, надлежащих содержаний и даже не согласились священнику в удобных местах реки Умбы сетками ловить рыбу »31. По архиерейской резолюции, местный настоятель Иоанн Титов был вскоре переведен в село Шуезерское Кемского уезда: «Когда умбские крестьяне не соглашаются священника содержать так, чтобы он мог быть доволен своим состоянием 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz