Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))
Переписка с духовным правлением отнимала у благочинных немало времени. В Кемь постоянно отправлялись многочисленные рапорты о получении и надлежащем исполнении консисторских указов, приходо-расходные, метрические и обысковые книги; исповедные ведомости; в последней четверти XIX в. к ним прибавились отчеты о работе учебных заведений округа и даже специальные ведомости о заразных болезнях в приходах. Регулярный обмен информацией между благочинными и духовным правлением затруднялся плохим транспортным сообщением, поэтому в документах затрагиваются и организационные вопросы. Так, в 1801 г. протоиерею Василию Ивановскому рекомендовалось присылать требовавшиеся от него отчетные бумаги «чрез городские почтовые экспедиции»19 . Благочинный в ответ просил свое руководство освободить его от обременительной отправки так называемых третных ведомостей (другими словами, оставить только полугодовые рапорты о состоянии приходов его округа) из-за отсутствия «попутных оказий»20. Круг обязанностей кольских благочинных, как сообщают документы, включал не только пристальный контроль за правильностью богослужения в уездных церквах и проверку сохранности храмового имущества, но и наблюдение за внешним видом приходского духовенства. В 1806 г. об этом гласило строгое требование правящего епископа, озвученное в консисторском указе от 17 декабря: «Дабы в непристойном сану своему одеяния не облачались, а особливо священники и диаконы ходили бы в святую церковь, по городу и в приходе к требам в рясках, волосов своих пучками не завязывали и в том над ними наблюдать благочинным »21. В фонде Кемского духовного правления до нас дошли свидетельства о разделении приходов Кольского уезда в середине XIX в. на два округа 22. Тогда между прочим выяснилось, что вся делопроизводственная документация, связанная с работой единого Кольского благочиния, хранилась в деревянном Воскресенском соборе города Колы и сгорела вместе с ним в августе 1854 г. (как сообщали его клирики, из огня удалось спасти только «метрики всех лет, сколько было», и соборные бумаги с 1821 г.)23. Полная утрата архива за десятилетия существования благочиния стала одной из основных причин малочисленности его документов до середины XIX в. в фондах ГАМО (Ф. И-17). Консисторские постановления содержат самые разные сведения по истории приходов Кольского Севера в конце XVIII — XIX вв.: о возведении и освящении новых церквей, строительстве причтовых домов, материальном положении приходских храмов и служивших в них клириков, пастырской и просветительской деятельности духовенства, судебных разбирательствах клириков и прихожан и др. Любопытные детали, к примеру, сообщает переписка с духовным правлением по поводу освящения в начале 1817 г. каменной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Коле. Благочинный хотел пригласить на это радостное и долгожданное событие диаконов из кемского Успенского собора или Сумского прихода, однако оба отказались от дальней поездки (первый сослался на плохое самочувствие, а другой — на опасную болезнь супруги). Епископ предложил решить вопрос на месте: «Ежели ни одному диакону быть невозможно теперь, то или отложить освящение храма до выздоровления диакона или освятить и без диакона»24. Как следует из рапорта благочинного священника Иоанна Диаконова, 25 января 1817 г. он все же освятил построенный храм в сослужении двух приглашенных иереев из сел Кандалакша и Кереть25. 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz