Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

составленные по разным случаям, рапорты благочинных и священников, переписка о строительстве церквей и по другим вопросам приходской жизни) и учетно-статистическая документация (ведомости о церквах, исповедные росписи, ведомости «о свечных доходах», имущественные описи, реестры текущих и решенных дел). В обязанности членов присутствия Кемского духовного правления вменялось распространение среди местных причтов постановлений Архангельской духовной консистории и затем контроль над их исполнением. Многочисленные указы, присылавшиеся на протяжении конца XVIII — XIX вв. в Кемь из Архангельска, представляются важным информационным ресурсом для исследователей истории православия на Кольском Севере. Поступавшие из губернской столицы консисторские предписания часто передавали содержание императорских и синодальных распоряжений, предназначенных для духовенства всех российских епархий. Приведем примеры. В начале 1801 г. причты Кольского благочиния ознакомились с текстом судьбоносного именного указа Павла I «о непозволении строить деревянные церкви вновь, на место погорелых», который прервал многовековое развитие 13 традиционного для северных епархий деревянного храмостроения . В марте того же года уездные клирики получили синодальное предписание о недопустимости «гнусного пьянства» и более усердном исполнении своих пастырских обязанностей. Приходские иереи обязывались не менее пяти раз в неделю служить в церкви и произносить по праздничным дням проповеди собственного сочинения (предварительно их текст утверждался архиереем). Кроме того, им запрещалось «ходить в гости не только без зова, но и будучи зваными, куда бы то ни было »; также от них требовалось «не ездить на публичные, бываемые в их селах и других приходах, ярманки и так называемые базары»14. Кольский благочинный протоиерей Василий Ивановский в рапорте от 16 июня 1801 г. докладывал духовному правлению о том, что после получения этого указа согласно присланной инструкции «собрал подписки » от всех священников своего округа и раздал каждому по экземпляру «манифеста»15. По всей видимости, выступления духовенства перед верующими с проповедями в ближайшие годы не получило широкого распространения в Архангельской епархии и поучения в приходских храмах произносились редко, что послужило причиной нового распоряжения епархиального начальства по этому злободневному вопросу. В 1808 г. согласно резолюции правящего епископа Евлампия (Введенского)16 консистория напоминала «ученым попам» об их обязанности произносить речи во время богослужений: «коим нет еще 45 лет в год по двенадцать проповедей сказали и от 45 до 55 — по шести, от 55 лет — от произволения, усердия и силе их пусть зависит»; владыка пояснял белому духовенству, что пожилой возраст не освобождает приходских священников от «ревностного прохождения должности », важной частью которого была 17 проповедь17. Документы Кемского духовного правления содержат ценные сведения для изучения института благочинных на Кольском Севере: персональную информацию о священниках, возглавлявших округ в конце XVIII — первой половине XIX вв. (протоиереи Воскресенского собора в Коле Василий Ивановский, Матфей Поликин, Алексий Алексеевский, Иоанн Диаконов, настоятель Кандалакшского прихода Димитрий Плотников и др.)18; данные о составе двух кольских благочиний во второй половине XIX в. и др. 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz