Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

Институт благочинных в Кольском уезде предположительно появился в 1770-е гг. (после повсеместного упразднения должности поповских старост в 1764 г.). Возглавлявший благочиние священник обязывался не менее двух раз в год посещать подведомственные ему приходские церкви и отчитываться о результатах поездок перед правящим епископом. В 1854 г. «для большего присмотра и успешного хода дел» приходы обширного кольского благочиния были разделены на два округа9. В первое благочиние вошли храмы уездного центра — города Колы, а также сел Кандалакша и Кереть, упраздненного Трифоно-Печенгского монастыря. Они по-прежнему находились в ведении благочинного протопопа Алексия Алексеевского. Приходские же церкви Терского берега перешли под надзор священника Михаила Томихина, настоятеля Успенского прихода в селе Варзуга. В последующее время административные центры обоих Кольских благочиний неоднократно перемещались, так как их возглавляли настоятели разных церквей10. С открытием новых приходов в Кольском уезде во второй половине XIX в. менялся и состав благочиннических округов. Так, в 1891 г. к первому благочинию относились Кольский, Пазрецкий, Нотозерский, Ловозерский, Териберский и Печенгский приходы, а также Сонгельский и Кильдинский погосты. Ко второму благочинию — Петропавловский и Успенский в селе Варзуга, Кандалакшский, Ковдский, Керетский, Понойский, Тетринский, Кузоменьский и Умбский приходы11. Фонд Кемского духовного правления Отечественные исследователи ранее не привлекали материалы фонда Кемского духовного правления Национального архива Республики Карелия (НА РК. Ф. 165) при изучении православия на Кольском Севере, между тем именно в нем сосредоточен корпус важных документов о приходах и духовенстве края в конце XVIII — XIX вв. Эта коллекция, насыщенная сведениями о развитии церковно-приходской жизни в крае, на наш взгляд, достойна внимания историков и должна вводиться в научный оборот. Фонд Кемского духовного правления был обработан петрозаводскими архивистами в 1937 г. Он благополучно перенес эвакуацию в годы Великой Отечественной войны и вернулся в карельскую столицу. По отборочным спискам в июле 1955 г. большая часть документов его коллекции была изъята как «неимеющая научной и практической ценности»: из внесенных ранее в описи 1280 единиц хранения «выбыло» 1091 дело. Согласно рабочей инструкции, разосланной по районным архивам Главным архивным управлением СССР, уничтожались реестры входящих и исходящих церковных документов, рапорты благочинных и священников о получении указов из консистории, приходо­ расходные книги, исповедные (духовные) росписи с 1865 г., книги брачных обысков, алтарные книги, обширная переписка о ремонте и строительстве новых церквей и причтовых домов, дела о наложении епитимий и пожертвовании вещей в приходские церкви12. Уцелевшие до наших дней документы правления хронологически охватывают длительный период с 1781 по 1916 гг. Они представлены в делах, сформированных советскими работниками архива. Документы духовного правления о приходах Кольского Севера Сохранившиеся в фонде Кемского духовного правления документы по истории приходов и духовенства Кольского Севера делятся на две группы: делопроизводственные материалы Архангельской духовной консистории, Кемского духовного правления и приходов края (консисторские указы, 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz