Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

Церковно-административное управление на Кольском Севере Несколько предварительных замечаний о церковно-административном управлении в крае. До последней четверти XVII в. территория будущего Кольского уезда с острогом Кола была частью громадной Новгородской митрополии, а в 1682 г. вошла в состав новоучрежденной Холмогорской и Важской епархии с престольным центром в городе Холмогоры3. С возрастанием значения города Архангельска северная епархия в 1735 г. была переименована в Архангелогородскую и Холмогорскую. Летом 1762 г. епископ Иоасаф перенес ее «столицу» из Холмогор в Архангельск4. После образования в 1784 г. Олонецкого наместничества, в которое вошли Олонецкая и Архангельская губернии, в его границах была создана объединенная Олонецкая и Архангельская епархия [8 : 25-28]. Она просуществовала двенадцать лет под управлением двух архиереев — Вениамина (Краснопевкова-Румовского) и Аполлоса (Байбакова). После ликвидации наместничества клирики и миряне, жившие в Кольском уезде, остались под управлением епископа Аполлоса, который возглавил восстановленную в прежних границах Архангельскую и Холмогорскую епархию. С этого времени вплоть до установления советской власти ее территория находилась в пределах Архангельской губернии. В 1744 г. создается Архангелогородская духовная консистория — коллегиальный орган управления, который избирался из представителей монашествующего и белого духовенства и подчинялся Святейшему Синоду, образованному по указу Петра I в 1722 г.5. Одновременно на местах в уездных центрах открывались духовные правления, состоявшие из трех человек: настоятеля соборной церкви (протопопа) и двух городских иереев. Эти вспомогательные органы власти были связующим звеном в системе епархиального управления между консисторией и приходами; они контролировали церковную жизнь в разных частях епархии. В свою очередь, духовным правлениям помогали благочинные — священники, которые возглавляли благочиннические округа, или благочиния, они выбирались из числа достойных иереев по усмотрению правящего епископа и следили за нравственностью местного духовенства, состоянием церковного имущества. Кемское духовное правление, состоявшее из присутствия и канцелярии, было образовано в 1785 г. с центром в городе Кеми после образования Кемского уезда Архангельской губернии. Под его надзором находились приходские храмы, расположенные на территории Кемского и Кольского уездов6. В середине XIX в. в присутствие правления много лет входил только один человек — протоиерей кемского Успенского собора Александр Тошаков, который не мог справляться с возложенными на него дополнительными административными обязанностями. При этом нарушался знаменитый принцип коллегиальности, введенный в управление Русской Православной Церковью в петровскую эпоху. Уместно добавить, что работа духовных правлений и в других епархиях оказывалась неэффективной, поэтому императорским указом от 2 ноября 1840 г. правящим епископам предоставлялось право закрывать их в случае бесполезности с тем, чтобы «производимые на их содержание суммы были обращаемы на усиление средств Консистории»1. Кемское духовное правление из-за постоянного недостатка грамотных канцеляристов было ликвидировано в 1867 г., после чего состоявшие в его ведении приходы Кольского Севера оставались под надзором двух местных благочинных и напрямую подчинялись Архангельской духовной консистории8. 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz