Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

В начале ХХ в. сохранялась практика выезда жителей Мурмана за границу — в Норвегию, Швецию, Америку, хотя это явление уже не имело таких масштабов, как в 1870-х гг. Как и прежде, выезжали целые семьи и отдельные их члены. Переезд в соседние страны, как правило, был связан с семейными обстоятельствами — с заключением брака, потерей кормильца, иногда с попыткой скрыться от призыва на военную службу или в поисках работы. В Америку уезжали в поисках лучшей жизни, иногда вслед за уехавшим туда одним членом семьи переезжали и другие. По сообщению А. В. Эрвасти, в 1882 г. билет из Тромсё до Нью-Йорка стоил 100 рублей (от Улео до Колы — 40 рублей)35. Члены евангелическо-лютеранского прихода жили не только в колониях Мурманского берега. Часть из переселенцев не дошла до побережья и осела в районе Чалм-озера, в городе Коле, по реке Туломе и на западе Нотозера36. Примечательно, что эти районы рассматривались как потенциально пригодные для колонизации уже в начале 1860-х гг. Официально в полосу колонизации они были включены в ходе работ Мурманского транспортно-колонизационного и промышленного комбината в 1920-х гг. Одной из причин опасений, которые испытывали русские власти и общество в связи с переселением на Мурман финляндцев и норвежцев, была возможность массового «совращения в лютеранство» местного православного населения, особенно саамов и карелов. К 1889 г. на западном Мурмане было два православных прихода — Печенгский и Пазрецкий, возрождался Печенгский монастырь. Могли ли они не заметить подобную деятельность? В отчетах приходского духовенства сообщается лишь о том, что лютеране живут отдельно от православных и никакого влияния на них не оказывают. Не встречается подобная информация и в документах светских властей. В метрических книгах лютеранского прихода есть единственное упоминание «принят в лютеранство» в отношении Ивана Тимофеевича Архипова. Он был представителем большой семьи Архиповых из Мотки, все члены которой исповедовали лютеранство. Также можно упомянуть семью Лежевых (Лесонен). Все они относились к карелам-лютеранам, происходившим из Беломорской Карелии. Стоит отметить, что фактически речь шла не столько о религиозной, сколько о политической экспансии — так называемой «панфинской пропаганде» [3]. Впрочем, случаи перехода из одного исповедания в другое были и беспокойство было взаимным. В 1882 г. колонист Авраам Арпела заявил журналисту А. Эрвасти, что если правительство Финляндии не предпримет мер, то Ура-Губа постепенно станет православной37. Переходы лютеран в православное исповедание также имели место — в 1911 г. в православие крестились сыновья колониста из Печенги Генриха Карьялайнена — Исаак Арвид и Матвей, в 1912 г. — колонист из Лавны — Оскар Альбинус Ранта38. Существенной проблемой для верующих было отсутствие культового здания. Хотя русские власти не возражали против строительства лютеранской церкви или часовни на Мурмане, дело продвигалось с большим трудом. В 1870 г. пастор Й. Ф. Таувон сообщил властям о желании колонистов Ура-Губы построить часовню. Деньги собирались не только среди местных жителей, но и в Финляндии. О «короткой, но грустной истории» строительства рассказал журналист А. В. Эрвасти, посетивший Мурманский берег в 1882 г. Стоимость строительства была оценена в 500 рублей. К 1873 г. в Финляндии было собрано 1200 марок, или 400 рублей, в Ура-Губе около 100 рублей — сезонные промышленники платить отказались. За строительство взялся житель Ура-Губы 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz