Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

«касающиеся пагубной торговли ромом, производимой в помянутых поселениях в значительных размерах и грозящей поселенцам совершенным разорением». Торговлю предлагалось полностью запретить33. В 1874 г. тот же пастор Таувон обратился к архангельскому губернатору от имени колонистов Земляной Губы Ханса Ваарала и Иоганна Эрвасти. Последние жаловались на «насилие, учиненное в Мотовской губе 13 русскими лопарями под предводительством купца И. Хипагина (причем он выдавал себя за полицейского чиновника), через что они лишились не только довольно большого кита, которого они обнаружили недалеко от жилища Ваарала, железной цепи, троса и прибыли от работы 34 по разделке кита»34. Значительный интерес представляет состав Мурманского прихода. Большая часть переселенцев лютеранского исповедания происходила из северных губерний Великого княжества Финляндского. Однако этим регионом место их выхода не ограничивалось — в приходских книгах упомянуты практически все провинции Финляндии, а также губернии Норвегии (Финнмарк, Трумс, Нурлан, Трёнделаг, Мёре-о-Румсдал, Упланн, Акерхус, Эстфолл и Вестфолл) и Швеции (Норботтен, Вестерботтен, Сконе). Среди колонистов были уроженцы российских прибалтийских губерний: жена колониста Торос-острова Карла Хансена, Анетта Паулина Донер, была уроженкой Ревеля (Таллина), там же был заключён их брак. Семья капитана Густава Дзениса и Сельмы Кальнинш приехала на Мурман из Латвии — их дети родились и были крещены в Териберке. Эдуард Ульпе приехал из Уббенорма (Умурги) в Латвии. По социальному статусу большая часть членов евангелическо- лютеранского прихода относилась к сословию сельских обывателей, но к разным его группам. В частности, те, кто поселился вне полосы, отведенной под колонизацию, в Чалмозере и к югу от Колы, являлись крестьянами Кольско- Лопарской волости. Среди жителей колоний выделялись колонисты и самовольные переселенцы, последние могли указываться в документах как рыбаки, домовладельцы, работники и т. п. Продолжала использоваться категория «бобыль», хотя не вполне ясно, что имелось в виду. Некоторые проживали одиноко и были записаны как старик, девица, вдова. С появлением города Александровска часть колонистов переселилась в него и получила статус мещан. Среди прихожан были люди, одновременно являвшиеся колонистами: купцы Иоанн Петр Шершедт, Иоанн Ойен, Леонард Пильфельд, Теодор Шанче (Сканке), капитаны Густав Адольф Дзенис и Давид Юлиус Шёстранд. Развивавшаяся лесопильная промышленность также привлекала выходцев из-за рубежа. Из Швеции приехали диспоненты лесопильных заводов Иоанн Кристофер Рейниус, Эдуард Осолл, Аксель Вестерберг, механики Иоанн Петр Сундхольм и Ионас Андерсен, рабочие Иоанн Аксель Хэгглунд и Иоанн Адольф Лундквист. Некоторые из них приезжали с семьями, другие обзаводились семьями здесь. На Мурмане были распространены межнациональные браки, заключавшиеся между лицами лютеранского исповедания. Значительно реже вступали в брак лютеране и православные. Каролина Матвеевна Уккола вышла замуж за Стефана Андреевича Житянного — штурмана каботажного плавания из сумских мещан Кемского уезда Сумского прихода. Брак был заключен в Александровской церкви, С. А. Житянный впоследствии упоминается как колонист Средней Губы. За православных вышли замуж дочери колонистов А. Э. Пийппола, Л. Э. Эриксен, Е. и П. М. Хонсиус, Г. Вийтала. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz