Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

Матвея Валле из Малой Волоковой. 27 августа 1912 г. она уже вместе с мужем Федором Чумичевым (записан как Шумшов) указана среди крестных Инги Мадвиг, также из Малой Волоковой. Среди восприемников встречаются уездный фельдшер Филипп Афанасьевич Рыжков с женой Гильмой Каролиной, промышленник и факторист Епимах Васильевич Могучий. Крестными становились, как правило, родственники, друзья и соседи. Важным для лютеран мероприятием была конфирмация. Учитывая национальный состав прихода, она проходила на финском языке, хотя в некоторых случаях имеются пометки «конфирмован по-норвежски». Венчание являлось не только религиозным актом, но и обеспечивало детям законный статус. Все дети, рожденные вне брака, считались незаконнорожденными, даже если родители впоследствии венчались. В таком случае к имени ребенка добавлялось не отчество, а матроним — Кайзаевич, Бритаевич и т. п., он также получал фамилию матери. По возможности отец все же указывался, иногда он «заявлялся» сам, иногда отца «заявляла» мать ребенка. Впрочем, не все вступали в брак даже при длительном совместном проживании и наличии общих детей. Статус незаконнорожденного при этом, очевидно, никак не сказывался на социальном статусе жителей колоний. В обязанности пастора входило проведение обряда погребения, также имевшего местную специфику — между фактическим и формальным событиями могло пройти несколько месяцев. Так, пастор Ф. С. Суокас скончался 19 декабря 1903 г., был похоронен 21 декабря того же года, а отпет только 10 июня 1905 г. в Александровске новым пастором А. Г. Вуотила. Нередко погребение проходило символически, когда погибшие на промысле оставались «лежать» в море или реже — в лесу. Записи о причинах смерти дают возможность выявить периоды эпидемий, возникавших в колониях — скарлатина (1906-1907 гг.), коклюш (1908-1909 гг.). Кроме того, они позволяют отчасти восстановить информацию об участии колонистов в Русско-японской и Первой мировой войнах. Так матросы броненосца «Бородино» — сын колониста Карл Густавович Туовила из Вайда-Губы (18.06.1882 — 14.05.1905) и колонист Иоанн Иоаннович Регина из Большой Западной Лицы (04.04.1878 — 14.05.1905) погибли в ходе Цусимского сражения31. В Первой мировой войне участвовали сыновья колонистов из Земляной Губы: Иоанн-Густав Германович Песонен (04.07.1898 — 11.04.1917, умер в Новгороде), Карл-Адольф Карлович Карьялайнен (27.10.1897 — 01.02.1917), Карл-Рубен Семенович Мустонен (27.05.1897 — ?), Франц-Оскар Фридрихович Карьялайнен из Ура-Губы (28.09.1897 — 27.05.1917, умер в Киеве). Нетипичными для Мурмана были убийства — Иоанн Коскела (1861 — 02.06.1898), рыбак из Финляндии, был убит и похоронен в Шельпино, Карл Хейккинен (1854 — 07.04.1896), самовольный поселенец из Большой Западной Лицы, был убит в Норвегии и там же похоронен. Имели место и самоубийства. По сообщению колонистов Цып-Наволока в 1899 г.: «За крещение и отпевание (заочное, на кладбище) дают пастору 20-30-50 коп., за венчание 1 р., 1 р. 50 к. и за конфирмацию 1руб.»32. Священнослужители не только могли выполнять религиозные функции, но и выступали в качестве посредников между переселенцами и властями. Так, в апреле 1873 г. главный пастор Й. Таувон лично и через улеаборгского губернатора обратился к архангельскому губернатору от имени переселенцев. В Архангельск были направлены решения «общинных собраний» Бумансфьорда (Земляной Губы), Шервана (Червяной Губы), Вайда-Губы и Ура-Губы, 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz