Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))
проходивших в присутствии пастора Таувона, видно, что 9 августа он посетил Земляную Губу, 11 августа — Червяную и Вайда-Губу, 18 августа — Ура-Губу27. В 1882 г. финский журналист А. В. Эрвасти вместе с пастором Й. Шварцбергом доехал от Киттиля до Ура-Губы и подробно описал эту поездку. Если путешественники получали «подорожную», или «открытый лист», стоимость поездки составляла 110-120 финских марок (40 рублей). Этот документ также был необходим для выделения транспорта — лошадей, оленей или лодок с гребцами. Еще находясь в Финляндии, пастор предварительно направил письмо в Ура-Губу с сообщением о дате визита (14 июля). Путь из Куусамо начался 2 июля, на лодках по системе озер до деревни Оланги он занял три дня. От Оланги путешественники вышли на Княжую Губу, где остановились на станции, а 8 июля выехали в Кандалакшу. Оттуда 9 июля они направились по Кольскому тракту в город Колу, куда прибыли 12 июля. Время в пути от Киттиля до Ура-Губы составило двенадцать дней. В Ура-Губе пастор планировал остаться на десять дней. Колонисты предоставляли ему квартиру28. В 1890-х гг. поездка начиналась в Коле, откуда пастор выезжал в колонии на пароходах Архангельско-Мурманского срочного пароходства, на лодках и по суше. Первоначально поездки проходили в период устойчивой навигации и относительно хорошей погоды — в июне — июле. Появление постоянного пастора позволило значительно продлить сезон — он начинался в марте — апреле и заканчивался 12-13 декабря визитом в Ура-Губу. Некоторые пасторы брали в поездки родственников. Пастора Й. Ф. Таувона в третьей и четвертой поездках (1872-1873 гг.) сопровождала дочь Салли29. Пастор П. Ватанен в 1893 г. путешествовал вместе с женой Сельмой Генриеттой Мурман (в некоторых записях о крещениях она упоминается среди восприемников). В каждой новой колонии у пастора было много работы — необходимо было провести крещения, венчания, конфирмации, отпевания, а также составить необходимые документы. Записи дословно подтверждают слова статистика 1899 г.: «Пастор... конфирмует отца и мать, затем венчает их и к ряду начинает ~ 30 крестить их детей»30. Согласно лютеранскому церковному распорядку, детей следовало крестить вскоре после рождения, по возможности в общине, на богослужении, посвященном крещению, или на воскресном богослужении. Впрочем, если жизнь ребенка находилась в опасности, крестить его мог любой христианин, желательно в присутствии свидетелей. В каждой колонии или группе колоний существовал круг людей (мужчин и женщин), способных провести обряд. О подобном экстренном крещении следовало как можно скорее известить пастора, чтобы он его утвердил. В условиях Мурмана исключения были скорее правилом. Крещения проходили в доме родителей, свидетели задним числом назначались крестными. Утверждение могло состояться через несколько лет, нередко встречается запись «умер до утверждения». Как правило, требовалось присутствие двух-трех крестных, однако в документах мурманского прихода их редко бывает меньше четырех. При этом если крестили детей, родившихся в один день, «набор» крестных у них был разным и почти никогда не пересекался. В отличие от православной церкви, члены других христианских церквей и объединений могли быть крестными, однако по меньшей мере один из крестных все-таки должен был принадлежать евангелическо-лютеранской церкви. На Мурмане это не было массовым явлением, но среди крестных встречаются православные. Так, 18 января 1910 г. Александра Хипагина стала крестной 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz