Труды КНЦ вып. 22 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2022(13))

финляндского правительства поездку по Мурманскому берегу для временного отправления у тамошних финляндских поселенцев должности законоучителя и пастора. Поселенцы Ура-Губы на мирской сходке изъявили единодушное желание исходатайствовать дозволения построить часовню и для постройки ее безденежный отпуск леса. Часовня рассчитана на 200 человек. Согласились собирать ежегодно по 2 рубля урские поселенцы и окрестные жители на строительство, оплату заведующих церковной кассой и пастору. Имею честь донести вашему Высокопревосходительству, что часовня в колонии на реке Уре будет служить для всех колонистов лютеран всего Мурманского берега и вреда от нее православию никакого не будет»11. Й. Ф. Таувон посетил Мурман пять раз, затем его сменили пасторы из других приходов Северной Финляндии: 1870-1874 гг. — Йохан Фредерик Таувон, викарий (приход Куусамо)12; 1876 г. — Густав Адольф Снеллман, пастор (приход Мухос)13; 1882 г. — Йоханнес Шварцберг, пастор (приход Куопио)14; 1884 г. — Карл Альгот Ханелла, пастор (приход Мухос)15; 1885-1888 гг. — Матти Хинкула, викарий (приход Инари)16; 1889 г. — Карл Рубен Яухиайнен, пастор (приход Куопио)17. В 1889 г. поездки пасторов из Финляндии в мурманские колонии были запрещены из-за обвинений в миссионерской деятельности. Попытка подчинить мурманских лютеран архангельскому лютеранскому приходу была признана неудачной. В качестве причин указывались разница в обрядах и богослужебных языках (большинство архангельских лютеран были немцами), а также нехватка священнослужителей. Генеральная евангелическо-лютеранская консистория предложила направлять пасторов из Ингерманландии, знавших русский и финский языки, финансирование этих поездок было оставлено за финляндской казной. С 1893 г. на Мурман стали направляться пасторы из Санкт-Петербургского консисториального округа Евангелическо-лютеранской церкви: 1893 г. — Пауль Ватанен, пастор (Колтушско-Рябовский приход)18; 1895 г. — Иоганн Эдуард Швиндт, пастор (приход Святого Иоанна в Каттила)19; 1899 г. — Константин Сийтонен, пастор (приход Туутери-Хиетамяки)20; 1900 и 1902 гг. — Отто Вильгельм Рокканен, пастор (приход Венйоки-Славянка)21. Вместе с тем была очевидна необходимость создания здесь самостоятельного прихода, так как визиты пасторов раз в два года не могли полностью обеспечить нужды местного населения. Русские власти, светские и духовные, не возражали, хотя и опасались усиления протестантского миссионерства. После длительных обсуждений в августе 1901 г. было разрешено образовать отдельный Мурманский евангелическо-лютеранский приход, но из-за финансовых сложностей это произошло только в январе 1903 г. Ежегодное финансирование в сумме трёх тысяч марок вновь было возложено на финляндскую казну [1 : 123-124 ; 2 : 77]22: 1903 г. — Франц Симеон Суокас, пастор (приход Каттила-Сойккола (Сойкино)23; 1904-1917 гг. — Андерс Густав Вуотила, пастор (приход Хиетамяки)24. В июне 1903 г. на Мурман прибыл пастор Ф. С. Суокас, скончавшийся в Александровске 19 декабря 1903 г. от болезни почек. В 1904 г. его сменил пастор А. Г. Вуотила, возглавлявший приход до ноября 1917 г. Кроме пастора на Мурмане постоянно проживал кистер из числа местных колонистов (Эрик Хакман из Земляной Губы)25. Каким образом проходила пасторская поездка? Пастор Й. Таувон сообщает, что в путешествии 1870 г. их было трое — дьяк, пастор и проводник. Передвигались они на семи оленях26. По датам общинных собраний 1872 г., 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz