Труды КНЦ вып.9 (ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ СЕВЕРА вып. 6/2021(12))

Введение Экологическая обстановка в населенных пунктах Мурманской области вследствие деятельности горнопромышленного комплекса остается довольно напряженной. Большая часть добываемого сырья и продуктов его переработки перевозится железнодорожным транспортом. Помимо доставки химических веществ, при техническом обслуживании и эксплуатации подвижного железнодорожного состава используются опасные материалы, которые при утечке приводят к загрязнению окружающей среды. Основная часть загрязнителей, в первую очередь тяжелых металлов, поступает при перевозке грузов. Общеизвестно, что оздоровлению и снижению уровня загрязнения урбаносреды способствуют зеленые насаждения. Оценка степени антропогенного влияния на городские растения — одна из актуальных задач экологии. Высокий уровень хронического загрязнения воздуха техногенными выбросами оказывает негативное влияние на весь комплекс физиологических процессов в растениях, в том числе и на фотосинтез. При таком виде воздействии возможны разнонаправленные изменения содержания и соотношения пигментов в листьях древесных растений [Saibo et al., 2009; Gomes et al., 2011]. Помимо загрязнения множество других экологических факторов (освещённость, температурный режим, влагообеспеченность, рельеф, почва, а также физиологическое состояние самого растения) влияют на протекание фотосинтеза [Jaleel et al., 2009; Ashraf, Harris, 2013]. В городских посадках Мурманской области Sorbus gorodkovii является типичным и широко распространенным представителем аборигенной флоры. В настоящее время вопрос о влиянии железнодорожного транспорта на фотосинтетический аппарат растений, произрастающих в полосе отводов, остается слабоизученным. Целью исследования стало изучение воздействия железнодорожного транспорта на содержание фотосинтетических пигментов в листьях Sorbus gorodkovii на привокзальных территориях городов Кольского Заполярья. Объекты и методы Железнодорожный транспорт в Мурманской области развивается с 1917 г., с периода эксплуатации Мурманской железной дороги. Крупными железнодорожными узлами с сортировочными парками являются города Мурманск и Апатиты. Оленегорск — узловая станция со средней транспортной нагрузкой, минимальный уровень антропогенного воздействия характерен для города Полярные Зори. Объектами исследования были средневозрастные насаждения Sorbus gorodkovii , произрастающие на территории железнодорожных вокзалов пяти городов Мурманской области в 5-10 м от железнодорожных путей. В качестве контроля выбран питомник древесных растений Полярно-альпийского ботанического сада-института, расположенный в 1 км западнее города Апатиты. В конце вегетационного периода 2019 г. (август) отобраны пробы листьев из средней части кроны дерева на равномерно освещенных местах. В спиртовых экстрактах (96 % этанол) свежих образцов определено содержание фотосинтетических пигментов (хлорофиллов a, b и каротиноидов) спектрофотометрическим методом (спектрофотометр ПЭ-5400 ВИ, Россия) при длинах волн X= 665, 649 и 470 нм соответственно, расчеты сделаны по формулам 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz