Труды КНЦ вып.12 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып. 5/2021(12))

опасности. Неопределённость трактуется ка к один из атрибутов (одна из составляющих) возможной опасности (риска). Предложен подход к учету неопределённости при управлении региональной безопасностью . Охарактеризованы этапы управления и свойственные им виды неопределённости. Представлены релевантные методы формализации неопределённостей. Предложена возможная оптимизация уровня неопределённости, отражающая двойственную природу (плю сы и минусы ) принимаемых решений и основанная на расчёте интегрированного критерия эффективности. Сопоставление оценок возможного ущерба с оценками возможной вы годы способствует принятию сбалансированного решения с приемлемым уровнем риска. Построен обобщённый алгоритм управления безопасностью , ориентированный на работу с неопределённостями. Проведена систематизация основны х методов учета неопределенности в управлении риском и смежны х областях, выявлены и х общие закономерности и ключевые особенности. На основе результатов анализа создана концептуальная модель измерения параметрической неопределенности, отличающаяся свойствами униф ицированности и конструктивности . Предложены классификация неопределенностей, ориентированная на задачи управления региональными техногенно -природными рисками, а также алгоритм учета неопределенности, реализующий поддерж ку принятия решений по управлению безопасностью в этих задачах. Разработан информационный шаблон типового планирующ его нормативного документа по учету неопределенности для уровня потенциально опасны х объектов региона. Подводя и то г изложенным подходам к учёту неопределённости и риска, управлению ими, можно отметить следующие общие закономерности, относительно независимые от предметной области. 1. Необходимо создание моделей объекта управления и системы управления. Э ти модели вклю чаю т в себя следующие атрибуты : цели и задачи управления (сценарии развития), требования к особенностям ф ункционирования в различных режимах, входные и выходные данные, описание системы мониторинга и передачи данны х и т.д. 2. Необходимо выполнить идентификацию неопределённостей и рисков для предметной области (объект и система управления), обосновать применение методов оценки и управления рисками. 3. Следует обосновать варианты снижения (смягчения) влияния неопределённостей и рисков на эффективность управления. В дальнейшем планируется рассмотреть с этих позиций вопросы учёта неопределённости и риска в управлении развитием ар ктических регионов и, в особенности, Северного морского пути. Заключение Вопросы информационно-аналитической поддерж ки управления с учётом факторов неопределённости и риска представляют несомненную актуальность. С этих позиций выполнен анализ основны х федеральных документов, относящихся к важному и современному направлению российской поли ти ки - развитию АЗРФ и СМ П . 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz