Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))

В первые годы своей деятельности учительский институт испытывал значительные трудности: недостаток в помещениях и отсутствие желающих обучаться в высшем учебном заведении, а также низкую подготовку абитуриентов. Так, в 1931 г. вместо 60 чел. было принято только 48. План приема студентов впервые удалось выполнить только в 1938 г. В декабре 1935 г. КГПИ реорганизовали в Карельский государственный педагогический и учительский институт. В марте 1940 г. КГПИ и учительский институт переименовали в Карело-Финский государственный педагогический и учительский институт, который в сентябре 1940 г. преобразован в Карело-Финский (позднее Петрозаводский) государственный университет. Из состава педагогического института был выделен Карело-Финский учительский институт (КФУИ). Преподавание физической культуры в Карельском педагогическом институте В 1931 г. в курс обучения студентов института был введен курс физического воспитания. Первым и единственным преподавателем физической культуры в институте стал И. Митягин (1931-1932). Он преподавал этот предмет для студентов всех четырех факультетов. Военно-физкультурная кафедра была создана в 1932 г. в составе двух человек: военрука М. Н. Гурьева и преподавателя физической культуры С. М. Кокко. Кафедра осуществляла физическое и военное обучение студентов, проводила массовые мероприятия и соревнования по спортивным и военно-прикладным видам. Судя по архивным документам, студенты КПИ в 1930-х гг. во время сессии сдавали разные предметы. Например, в «Семестровых характеристиках работы студентов» [зачетных книжках. Е. К.] физико-технического отделения в 1931 г. указывалось 14 учебных предметов, необходимых для сдачи во время экзаменационной сессии: политэкономия, педагогика, педология, математика, физика, химия, организация и рационализация производства, технология дерева, технология металла, немецкий язык, финский язык, русский язык, английский язык, физкультура8. Постановка учебной работы по физической культуре в институте, по сведениям отчетов директоров о работе Карельского педагогического института за 1930-е гг., была неудовлетворительной по причине отсутствия спортивного зала и нехватки квалифицированных специалистов. Ежегодное увеличение численности студентов в институте влияло на существенное возрастание объема учебной нагрузки для преподавателей военно-физкультурной кафедры В этой связи выполнение программы по физкультуре в полном объеме не представлялось возможным. Значительное количество аудиторных часов, деятельность по организации спортивных секций, проведение соревнований, подготовка спортивных команд для участия в республиканских и всесоюзных состязаниях требовали наличия нескольких штатных единиц. Архивные документы свидетельствуют об отсутствии занятий по физкультуре из-за большой загруженности преподавателей. Часто неиспользованные учебные часы по физкультуре передавали на расширение курсов других предметов. Так, в 1935 г. 22 ч из курса физической культуры были переданы на ведение методики и практики преподавания химии на биологическом факультете9. Архивные документы показывают, что на основе новой учебной программы по физической культуре (1937) в Карельском педагогическом институте для обучения были выбраны гимнастика, легкая атлетика и лыжи, при этом большая часть учебного времени — 68 ч (42,5 %) уделялась гимнастике. 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz