Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))
идейно-политической работе со студентами. В программу входили политзанятия по организации Красной армии, строевая подготовка, военно-химическое дело, топография, стрелковая подготовка. Из теоретической части программы исключались темы по военной истории СССР, а за счет этого расширялся курс лекций по противохимической обороне тыла. Учебные военные сборы студентов продолжительностью 3-4 месяца проходили на базе воинских частей. По завершению сборов студенты сдавали экзамен и зачислялись в запас командиров среднего звена [3: 133]. В 1938 г. в высших учебных заведениях вводилась проверка знаний студентов по истории Красной армии, топографии, тактической подготовке, противохимической обороне и стрелковому делу [4: 107]. Усиление военной подготовки в 1930-е гг. во всех учебных заведениях страны объяснялось нарастанием военной угрозы. В этой связи подчеркивалась особая значимость приобретения студентами военно-прикладных навыков. Основу и содержание занятий по физической культуре этого времени составляли военно-прикладные виды: стрельба, рукопашный бой, метание гранаты. Создание Карельского педагогического института в городе Петрозаводске Вопрос об открытии в столице Карелии Петрозаводске педагогического института был инициирован наркомом просвещения АКССР И. П. Гришкиным. В своей докладной записке в Коллегию Народного комиссариата РСФСР в 1930 г. он обратил внимание на большой дефицит педагогических кадров в Республике и указал, что для нормальной работы учебных заведений Республики необходимо иметь 808 учителей. Тем не менее в Карелии фактически в 1929/1930 учебном году работало 233 педагога, при этом большинство из них не имело педагогического образования [4: 52]6. Данная проблема рассматривалась на заседании секретариата Карельского обкома ВКП(б) 3 августа 1931 г., а 24 августа 1931 г. вышло в свет Постановление Совета народных комиссаров АКССР «Об организации Карельского педагогического института». В нем говорилось о создании с 1 ноября 1931 г. физико-технического отделения для 60 студентов Карельского педагогического института. Торжественное открытие первого высшего учебного заведения в Карелии состоялось 8 ноября 1931 г. Об этом знаменательном событии в газете «Красная Карелия» была опубликована заметка корреспондента газеты А. Терентьева7. Автор подробно осветил митинг, на котором присутствовали первые лица Республики: Э. А. Гюллинг, председатель Совета народных комиссаров, Кривошеев, член Областного комитета РКП(б) и директор института И. А. Викхо, а также преподаватели и студенты. В этот день были организованы вечерние мероприятия с участием артистов драматического театра и учащихся финской девятилетней школы. Первые студенты набирались без вступительных экзаменов по разверстке Наркомпроса - - по два-три человека от каждого района Республики, из которых % являлись коммунистами и комсомольцами. С середины 1930-х гг. вводились вступительные экзамены, однако их могли сдать не все абитуриенты. Например, в 1935 г. 45 % новых студентов были зачислены с неудовлетворительными оценками на вступительных экзаменах [5: 560]. В 1933 г. в педагогическом институте действовало уже четыре факультета: биологический (естествознания), исторический, физико-математический и филологический, на каждом из них имелись русское и финское отделения, созданы кафедры общественно-политических дисциплин, педагогики и педологии, математики и физики, биологии и химии, военно-физкультурная. В 1934 г. при институте открыли педагогический рабфак (рабочий факультет). 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz