Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))

секции, проводились соревнования. Кроме этого, воспитанники обучались навыкам судейства спортивных соревнований по отдельным видам спорта, а также имели возможность получить свидетельства общественных инструкторов. Таким образом, программа обучения давала основные знания по проведению уроков физкультуры в начальных и средних школах и по организации спортивно-массовой работы в городской и сельской местности. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» 1936 г. предписывало директорам вузов «следить за физическим воспитанием и состоянием здоровья студентов и принимать меры к приведению в образцовое состояние студенческих общежитий с обеспечением в них безукоризненной чистоты и всех необходимых санитарно-гигиенических условий»2. В марте 1937 г. вышел Приказ Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР «О программе по физической культуре для вузов Союза ССР», значительно расширивший программы по физической культуры для учительских институтов. Целью новой программы являлось «воспитание здоровых, всесторонне развитых строителей социалистического общества, готовых к труду и обороне»3. В этой связи учебные планы пединститутов отражали задачи подготовки студентов к военной и трудовой деятельности. Так, теоретический курс по обучению физической культуре включал в себя: сведения о задачах физкультурного движения в СССР и деятельности Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта; знания по истории и методике отдельных видов спорта; оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях, основы физкультурного самоконтроля и др. Освоение практической части программы включало не только посещение занятий по физкультуре, но и обязательную сдачу норм ГТО I ступени и нормативов по гимнастике и лыжам II ступени. Программа также предусматривала введение обязательного медицинского осмотра (два раза в год). С этого времени в штат институтов вводилась должность врача. Особое внимание в программе уделялось развитию массово-оздоровительной работы среди студенчества, для чего необходимо было организовывать лыжные вылазки за город во внеучебное и каникулярное время, водные прогулки на лодках, пешие экскурсии в лес, массовые карнавалы на льду4. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О днях самостоятельных занятий, оценке успеваемости и преподавании физической культуры в высших учебных заведениях СССР» (апрель 1938 г.) обязывало преподавателей физической культуры не только заниматься проведением учебных занятий и внеучебной массовой работой, но и обязательной организацией утренней зарядки со студентами в общежитиях [1: 141]. В начале 1930-х гг. были утверждены учебные программы по обучению военному делу. Военная подготовка предусматривала 118 ч теоретической и 104 ч практической подготовки в военно-спортивных лагерях. Данная программа имела целевую установку на подготовку бойца, умеющего действовать вразных боевых условиях и приобретение студентами знаний военного дела в рамках, необходимых для педагога среднихшкол. Много учебного времени уделялось теоретическому курсу, в котором освещались вопросы по истории гражданской войны в России, по изучению военной техники и противовоздушной и противохимической обороне5. В ноябре 1936 г. учебная программа по военной подготовке подверглась значительным изменениям. Теоретический курс занятий в зависимости от статуса вуза теперь составлял 430-580 ч. В нем уделялось большое внимание 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz