Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))
В 1930-е гг. по всей стране стали открываться первые высшие учебные заведения во многих регионах страны, готовившие учителей истории, русского языка и литературы, физики и математики для семилетних школ. Срок обучения в педагогических институтах составлял четыре года. Поступающие на I курс должны были иметь образование не ниже семилетней школы или фабрично-заводского училища. На III курс принимались лица, окончившие восьмилетнюю илидевятилетнюю школу или два курса техникума1. При педагогических институтах стали создаваться педагогические рабочие факультеты (рабфаки), впоследствии преобразованные в учительские институты. Они осуществляли подготовку учителей разных учебных предметов для семилетних школ. В них обучение шло в течение двух лет (I и II курс). На педагогический рабфак принимали рабочих, колхозниц и бедняков в возрасте не ниже 17 лет и не выше 30, имеющих двухлетний стаж работы на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, на кустарно-промышленных объединениях, в рыбно-хозяйственном производстве. Следует отметить, что учителей физической культуры в 1930-е гг. педагогические институты не готовили. Президиум ЦИК СССР в апреле 1930 г., признавая работу в области физической культуры «делом первостепенной важности», ввел «обязательное физическое воспитание всей учащейся молодежи» [1: 20]. Так, для будущих педагогов учебный предмет «физическая культура» вошел в программу обучения на I и II курсе; воспитанники должны были заниматься физическими упражнениями, сдавать нормы ГТО, участвовать в спортивных соревнованиях. Законодательная база С 1931 г. в педагогических институтах страны начинают создаваться кафедры физической культуры. Однако в некоторых институтах отсутствие квалифицированных специалистов в области спорта не позволяло полностью укомплектовать их штат. Сформировать полноценные кафедры стало возможным в 1932 г. после издания приказа Народного комиссариата просвещения РСФСР о создании военных кафедр в высших учебных заведениях страны. Многие педагогические вузы шли по пути объединения физкультурной и военной кафедры в одну - - военно-физкультурную. В каждом институте открывались специализированные кабинеты физической культуры и военного дела. В них находился спортивный инвентарь, военное снаряжение, а также наглядные пособия, кинопленки и диапозитивы, демонстрировавшиеся на учебных занятиях. В 1934-1938 гг. вышел ряд постановлений Правительства и Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта, которые усиливали внимание к развитию физкультуры. По мнению историка физической культуры и спорта Т. В. Сарычевой, «переломным в организации физической культуры в учебных заведениях стал 1934 г., когда была проведена Всесоюзная научно-методическая конференция, определившая путиразвития физкультурной работы в высшей и средней школах» [2: 32] и наметившая примерные программы по преподаванию физической культуры. Теперь студенты высших учебных заведений должны были овладеть теоретическими знаниями в области физической культуры и спорта, а также практическими умениями и навыками в гимнастике, легкой атлетике, спортивных играх. Учебный план по физическому воспитанию того времени предусматривал для всех курсов занятия по 2 ч в неделю, а также дополнительные мероприятия: ежедневная утренняя зарядка по 15 мин для всех курсов и организация физкультурно-массовых мероприятий. В зависимости от возможностей высшего учебного заведения, наличия спортивных сооружений создавались спортивные 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz