Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))
in the context of the problems of marriage choice, matrimonial relations, the organization of extended kinship communities, family crises and conflicts, the relationship between professional and family aspects of life. The Negrutsa family belonged to the type of married families, whose unity is based on the personal interaction of husband and wife and is supported by immanent values. At the same time, the married family is influenced by the traditions of parental families, which in this case differed significantly in socio-cultural properties. Keywords: marital family, life path, family history, family conflict, autobiography, geologists, V. Z. and T. F. Negrutsa, social anthropology Funding The article was made on the topic of the state assignment of the Barents Centre of the Humanities of KSC RAS No. 0226-2019-0066. For citation: Razumova I. A., Samorukova A. G. "Creating a joint life”: life path of the family of geologists // Transactions of the Kola Science Centre. Humanitarian studies. Series 21. 2021. Vol. 12, no. 4. P. 7-27. http://dx/doi.org/10.37614/2307-5252.2021.4.21.001. Введение В 2002 г. скромным тиражом была опубликована книга Тамары и Владимира Негруца «Тропою любви (автобиографическая повесть)» [1]. Ее авторы — видные ученые-геологи, которые на определенном этапе профессиональной карьеры работали в Кольском научном центре РАН [2], [3]. Сведения о них содержат справочно-биографические издания и небольшие публикации, в основном некрологи1. Среди них есть и парные биографические портреты, хотя супруги ушли из жизни с интервалом в 11 лет: Тамары Федоровны не стало 30 декабря 2000 г., Владимира Зиновьевича— 2 июля 2011 г. Книга создавалась сразу после смерти Т. Ф. Негруца. Написанные ею 33 строчки автобиографии начинают вступительную часть («Вместо предисловия»), далее повествование продолжает В. З. Негруца. При этом книга публикуется и презентируется как соавторская. Фактический автор выступает от обоих лиц, поскольку супруги продумывали и обсуждали книгу ранее. Запись Тамары Федоровны о детстве и юности закончилась на словах «В Кузнецком Алатау встретилась с Володей и ...» [1:3]2. Владимир Зиновьевич поступает так же: после небольшого комментария излагает на одной странице свою «предысторию». И тоже ставит многоточие: «Так я попал в Кузнецкий Алатау, где встретил Тамару. » (с. 10). По вводной заметке «От авторов» можно заключить, что общий замысел, будучи осуществлен в скорбных обстоятельствах, изменился. Супруги предполагали описать опыт двух членов советского общества, которые «детьми прошли сквозь трагедию самой страшной войны» (причем по разные стороны фронта), «были участниками воссоздания разрушенной войной социалистической основы нового общества трудящихся и соучастниками эфемерного пути создания в СССР коммунизма к 1980-му году <...>, сквозь ухабы идеологии “развитого социализма” и его естественного сползания в “рыночную экономику” <... >. Нам представлялось, что опыт семьи и ее вживания в так круто меняющиеся условия жизниможет быть полезен тем, кто сочтет интересным разобраться в истории смены экономических формаций и социально-духовного развития человеческого индивидуума на современном уровне развития Человечества» (с. 3). В исполнении В. З. Негруца произведение стало книгой, написанной в память ожене, и историей отдельно взятой семьи, которая формировалась и развивалась в предложенных ей обстоятельствах во многом за счет собственных ресурсов: социальных, культурных, материальных и пр. 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz