Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))

от удовольствия, душевного восторга, от восторга тем, что нам довелось испытать. Мы как бы пожинали то, что посеяли за прошедшие девять лет совместной жизни: Ленуца пошла в школу; Аурика начала ходить в садик; Тамара сдала кандидатский минимум экстерном» (с. 110). Впереди были многолетняя совместная работа, геологические открытия, защиты кандидатских и докторских диссертаций, научные труды, конференции, творческое общение в кругу друзей и коллег, несколько лет интересной работы в Алжире, беспокойство за судьбу дочерей, рождение внуков и многое другое. Однако именно к этому моменту относится ощущение того, что семья состоялась как «единство» после успешно преодоленных испытаний и во многом - - на основе общих профессиональных целей и ценностей: « Во-первых, стало совершенно ясно, что намечавшийся вначале семейный разлад, а вместе с тем и угасание взаимной восторженности друг другом, не только счастливо преодолены, но навсегда исключена и их причинная суть. Во-вторых, мы оба поняли, что геология нас увлекла целиком и навсегда. Все это вместе и предопределило принципы и способы преодоления многотрудных преград, которым обставляла действительность предстоящий нам еще 36-летний совместный жизненный путь» (с. 110). Книга была написана сразу после смерти Тамары Федоровны, отсюда ее эмоциональность и искренность. Символично, что смерть Тамары Федоровны совпала с концом календарного века и тысячелетия и с исчезновением единой страны. Уход жены в ее «последнее поле» автор воспринимает как завершение их общего исторического и биографического времени и общей, а значит, и индивидуальной жизни: «Мы всерьез обсуждали вариант переезда по достижении пенсии на Новосельщину. Я полагал, что после шестидесяти буду работать, находясь на пенсии, по «Истории своего села» и «Истории геологических идей» <... >. Все это меня всегда увлекало и не оставляет до сих пор, когда твердо знаю, что исполнить свои юношеские задумки теперь уже невозможно <... >. Были мама, папа, сестры, единая страна со свободой жизни в любой ее части по выбору. Сейчас, к сожалению, всего этого не стало, как не стало и Томочки ... Ее последнее геологическое поле — на Серафимовском кладбище. И теперь мое желание — быть откомандированным туда же» (с. 92). Так геологическое «поле» становится метафорой не только жизни ученого, но и пребывания в «лучшем мире». Заключение Судя по автобиографической повести, семья Негруца относилась к тому типу малых групп, общность которых основывается на согласованности профессиональных и семейных интересов. Продуктивность профессионального сотрудничества поддерживалась супружеской привязанностью, препятствующей какому-либо соперничеству. Кроме того, автор повести признает, что в определенные периоды жизни жена была способна жить только его интересами, «до полной жертвенности», то есть принимала абсолютно традиционную роль. Такое поведение было органичным, так как оба супруга воспитывались в семьях, которые при всех социальных различиях имели традиционные гендерные установки. Подводя итоги очередного этапа «созидательного устройства совместной жизни в семье и на работе», В. З. Негруца подчеркивает, что «самым важным и трудным разделом» на всем протяжении времени оставалась для Тамары Федоровны семья, заботы о детях, муже и матери (с. 196). Своим сочинением он отдает Тамаре Федоровне дань любви и уважения. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz