Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))

По масштабности Праздник Севера очень близок национальным саамским праздникам. В Ловозере на откры тии мероприятия так же поднимают национальный саамский флаг, как и в дни национальных саамских праздников. Другим популярным спортивным праздником кольских саамов являются Летние саамские игры — народное гулянье на оз. Поповское недалеко от с. Ловозеро. Летние саамские игры проводятся с 1985 г. и возникли благодаря инициативе саамской писательницы и исследователя саамского фольклора Александры Андреевны Антоновой, которая составила и программу праздника с учетом особенностей традиционных саамских промыслов — оленеводства, рыболовства и охоты. На Летних саамских играх проходят выступления саамских этнографических коллективов, проводятся соревнования по стрельбе из арбалета, прыжкам через нарты, гребле на лодках, саамский футбол с участием главным образом женских команд. Работают мастер-классы по декоративно-прикладным ремеслам. Этнические праздники Среди этнических традиционны х праздников кольских саамов, которые были частично восстановлены и переосмыслены в наши дни, можно особенно отметить календарные и обрядовые праздники, а также охотничьи обряды. Полнее всего игровые обрядовые элементы саамского праздника отразились в М едвежьих игрищ ах, реконструирующ их древний культовый М едвежий праздник, описанны й в конце X IX в. Н .Н . Харузиным [4 ]. М едвежьи игрищ а (Талл пеййв) связаны с культом медведя, следы которого можно встретить в фольклорных произведениях кольских саамов. Праздник был возрожден в декабре 1995 г. Национальным культурным центром с. Ловозеро. Фольклорные коллективы попытались воспроизвести обрядовые действия, сопровождавшие удачную о хоту на медведя. В сценарий праздника были введены также спортивные состязания - - собственно игрищ а, во время которы х женщ ины и дети стреляли с завязанными глазами из арбалета в ш куру медведя, пры гали через нее, метали копья и камни. М уж чины состязались за ти тул самого ловкого «мужчины-медведя», то есть равного по силе медведю, в саамской борьбе, заарканивании оленей, в поднятии тяжестей, в стрельбе из арбалета. Затем все чествовали победителя, как и в старину чествовали охотника, которому удалось обнаружить логово медведя [5: 395]. Состязания являются обязательным элементом современных праздников, восходящ их корнями к традиционным этническим праздникам кольских саамов, а также спортивны х культурно-массовы х мероприятий. Центральным образом всех саамских праздников является северный олень, с одной стороны , как символ жертвы (саамы приносили оленей в жертву как языческим божествам, так и в канун православных праздников), другой стороны , северный олень неразрывно связан с фигурой М яндаша — тотемного предка кольских саамов. Северный олень выступает атрибутом саамской культуры как символ материальной основы жизнедеятельности и тотемный образ, закрепленный в фольклорной традиции и обрядовой культуре. Образ оленя используется на мероприятиях в виде элементов визуального оформления, экспонатов, персонажей действа, что не исключает реального участия ж ивотны х в анимации (например, в катаниях на оленях) или в традиционных спортивных соревнованиях. 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz