Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))

На рубеже 1820-1830-х гг. Морское ведомство претерпевало значительные изменения в аппарате своего управления. Реформы центральных морских учреждений, инициированные императором Николаем I, были призваны ввести министерскую структуру и приблизить военно-морскую администрацию к модели центрального управления, существовавшей в Военно-сухопутном ведомстве. Военное министерство занималось хозяйственно-экономическими вопросами армии, а основным военно-административным центром, возвышавшимся над всем зданием военного управления, являлся Главный штаб. Устройство военного управления должно было послужить образцом для морского1. Начало административных преобразований в Морском ведомстве совпало с рядом ревизий и внутриведомственных конфликтов, которые повлияли, помимо прочего, и на выбор кандидатуры реформатора. После того, как Комитет образования флота, организованный в том числе для разработки планов реорганизации, фактически устранился от решения своей задачи [1: 121-127], Николаем I было принято решение назначить состоявшего при Главном штабе генерал-адъютанта князя Александра Сергеевича Меншикова (1787-1869) в качестве своего рода советника морскому министру вице-адмиралу А. В. Моллеру для осуществления уже готового проекта по созданию новой морской администрации. Этот проект был передан Меншикову Николаем I при поручении ему заняться морскими делами 28 ноября 1826 г. На самом деле появление Меншикова в качестве «советника» при Моллере стало началом постепенной институционализации ранее не имевшего отношения к морской службе штабного и свитского генерала в сфере морского управления: в дальнейшем он не только осуществит поставленные перед ним задачи создания новых учреждений по типу сухопутных с практическим перенесением военных порядков во флот, но и на долгие годы (до 1855 г.) возглавит реорганизованное ведомство. В историографии фигура Меншикова получила по преимуществу негативные оценки. Не останавливаясь здесь на детализации развернувшегося после Крымской войны сложного процесса формирования исторического мифа о Меншикове, заметим лишь, что эти оценки были неразрывно связаны с военным конфликтом. Частью исторического образа Меншикова стало расхожее мнение о его случайном попадании во флот, объясняемом иррациональными мотивами царя [2: 82]. Однако причины назначения Меншикова в морское управление в конце 1820-х гг., как представляется, могли быть связаны именно с контекстом ведомственных преобразований этого периода. Его раскрытие и толкование имеет определенные источниковедческие и методологические проблемы. Основываясь на изучении ряда источников, мы можем выделить несколько составляющих этого контекста: желание власти быстро и эффективно упорядочить морское управление, сделав флот более контролируемым в плане расходования финансовых средств; сопротивление морского генералитета административным реформам по сухопутному образцу, а также существенная роль морского непотизма и связанных с ним злоупотреблений различных видов. С одной стороны, внедрение новой централизованной административной структуры преследовало цель установления более современного и унифицированного с другими отраслями государственного управления флотом; с другой стороны, со времен Петра Великого введение обновленной администрации с «правильно» подобранной бюрократией считалось эффективными скорым механизмом в борьбе с явлениями коррупции и общим беспорядком [3: 147]. Так, заметно, что законодательные акты о новых морских учреждениях сохраняли в себе элементы дисциплинарной 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz