Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))

ее под руки к воротам, мама начала с того, что подала Тамаре рюмку, а сама и две ее помощницы начали петь и слегка пританцовывать, говоря слова «угощения» (c. 38). Тамаре подсказали, что надо пригубить из рюмки, где оказался чистейший первач-самогон. Из глаз покатились слезы, она первый раз встретилась с самогоном. «На маму это произвело такое впечатление, что она сразу прониклась к Тамаре нежностью, которой я не замечал в ней раньше ни к кому. Мама не только приняла, но полюбила Тамару так, как любят малых грудных родных детей их мамы. И эту свою нежную любовь к Тамаре она сохранила навсегда» (с. 39). В молдавском селе свадьбы играли по традиционному, хотя и сокращенному в советском варианте, образцу. « Славно прошла и свадьба с шафером и прочим. Со всадниками — рассыльными и дружками, приглашавшими особо желанных гостей на свадьбу ...... Это была настоящая молдавская свадьба, но по минимальному сценарию: без гуляния в доме невесты, без посещения сватов, и пр., и, конечно, без попа. Такие свадьбы тогда назывались комсомольскими» (с. 46). С городским ленинградским свадебным торжеством ее сближало стремление сделать застолье по возможности изобильным, а также собрать больше участников: родственников, друзей, соседей, соучеников и т. д. В сельском варианте значительным было представительство сельского сообщества, включая местное руководство. Мемуарист отмечает, что на их молдавской свадьбе много было комсомольцев, почти все члены организаций, в которых Володя был секретарем с седьмого по десятый класс. Присутствовали все виднейшие люди и коммунисты села, включая председателя колхоза, начальник пограничной заставы, все соседи, дальние и близкие родственники и просто приятели. В изобилии питья и кушанья, но пьяных и даже выпивших — ни одного. Музыка и танцы — во дворе. Много пели вперемежку молдавско-румынские, украинские, русские, еврейские песни. Как принято в тех краях, присутствующие дарили деньги, кто сколько мог. Отдельно родителям на расходы по застолью и отдельно на подарки невесте и жениху. Надарили много подарков. Среди них был гектар земли с виноградом, выделенный молодоженам по решению правления колхоза, с оформленным по всем правилам сертификатом на землю и строительство дома. «Свадьба запомнилась как яркое, знаковое застолье в честь прибавления семейства Негруца» (с. 47). Очень важным результатом этой поездки стало первое приобщение Тамары к другой культуре, которая должна была стать для нее «своей». Без преодоления культурных барьеров новая семья не могла бы состояться: «Она полюбила мои места детства, с нежностью и благодарностью, как полюбила всех моих многочисленных родных и друзей. Правда, и много неприятностей испытала она, познавая быт и обычаи моей родины» (с. 38). «Главное же состояло в том, что Томочка почувствовала сам дух, в котором я вырос, вошла в него сама и стала своей во всех смыслах» (с. 47). В. З. Негруца уточнил в примечании, что по молдавским обычаям родители каждого из молодоженов становятся для них обоих одинаково родными, поэтому маму Тамары он сразу воспринял как свою. В тексте повести, чтобы было ясно, о которой из матерей идет речь, свою маму автор пишет с прописной буквы, а маму Тамары — с заглавной (с. 31). 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz