Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))

на электронном экране, но не как физический предмет, которы й можно наблюдать рядом с собой в физическом пространстве и взаимодействовать с ним . Это самостоятельное электронное изображение можно использовать способом, кардинально отличным от первоначального, — при формировании глобальной цифровой информации посредством переноса части или всей цифровой информации об изображении с первоначального хранилища цифровых данных на другое хранилище или исполняемое устройство (электронный экран, принтер) с последующ ей визуализацией. Полученные изображения можно составлять в электронные издания, которые размещаются в электронны х библиотеках, что способно многократно повысить доступность материала для изучения. Скорость выдачи такого материала исследователю многократно превышает привы чную скорость выдачи материала в стандартной библиотеке. Как пиш ет В . В. Старовойтов, «в настоящее время электронные библиотеки содержат два основны х типа кни г: 1) кни ги , набранные на компьютере и сохраненные в формате p d f или d jvu ; 2) кни ги , оцифрованные с помощ ью сканера и фотокамеры и представленные набором изображений без обработки» [8: 66]. П ри увеличении доли цифрового материала в доступном информационном поле общество постепенно ассимилирует новую форму получения и использования данных. По мере развития технологий такая форма восприятия информации (визуализация образа материального предмета на электронном экране вместо физического контакта с этим предметом) становится привычной настолько, что уже может считаться обычной. Электронные файлы изображений кни г в виде электронных изданий занимают информационную ниш у полностью и начинают влиять на информизацию общества наравне с привычными средствами информации. Электронные издания стали средством комплексного информационного воздействия на человека, сравнимым с радио, кино и телевидением, а в чем -то даже превосходящим эти важные средства массовой комм уникации [1: 171]. П р и такой вы сокой доле информационного воздействия очень важной становится возможность сохранения и выдачи именно аутентичного образа изображения, что актуально, в первую очередь, для исследователей. Аутентичность образа материального объекта неразрывно связана с восприятием объекта целиком в пространстве перед изучающим. П ри физическом контакте с объектом исследователь имеет возможность рассматривать объект с различных сторон, и при наличии потертостей, выпадении частей бумаги из листа, загрязнении полей текста — визуально фиксировать эти следы износа и характеризовать и х как признаки исторической аутентичности. Сканирование листа целиком (даже с захватом пустующего пространства вокруг листа), приближает восприятие образа изображения на электронном экране к образу физического объекта, сканирование которого было проведено. Мелкие сторонние детали на поверхности (заметки, пометки, ремарки) бумажного листа и очаги его износа, формируют индивидуальный образ, который обладает определенной аутентичностью. Если мы говорим о книге, возраст которой составляет много лет с момента выхода из типографии, то у нее количество поверхностных дефектов бумаги (в частности, обложки) и степень сдвига общей гаммы цвета листов в сторону желтого спектра цвета будет отличаться от книги, изданной недавно. В случае активного использования книги, количество поверхностных дефектов бумаги будет тем выше, чем большую заинтересованность к книге проявляли читатели. Все эти особенности 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz