Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))

В настоящее время закономерно усиливается интерес к возможности получения образов материальных объектов в виде массива цифровых данных и последующего отображения этого массива в виде изображения на электронном экране. Научный прогресс предоставляет обществу возможность фиксации образов материальных объектов в виде цифровых изображений и передачи массивов цифровых данных на большие расстояния. Это позволяет отображать образы для визуального восприятия на электронном экране, при необходимости удаленном от материального объекта во времени и пространстве. Большой интерес представляет способность сохранения данных в электронном виде и последующая замена физического взаимодействия человека непосредственно с материальным объектом на взаимодействие с массивом данных, изображающим образ материального объекта. В этом случае исключается необходимость физического контакта человека с изучаемым материальным объектом, что требуется при изучении редких, ценных, ветхих объектов. Этими объектами могут выступать книги, фотографии, рисунки и другие материальные предметы, частью которых являются изображения, нанесенные тем или иным способом на бумагу. Нельзя не согласиться с мнением В . В. П рудниковой, которая пиш ет, что «даже обычные фотографии и картины теряю т со временем свои качества. Хранение и х электронны х копий позволяет донести до последующ их поколений уникальные культурные шедевры. Наконец, хранение документов и изданий в электронной форме позволяет организовать электронные базы данных, четкая структура и развитые средства поиска и навигации в которы х облегчают процесс обнаружения н уж ны х материалов и и х фрагментов» [1: 182]. Изготовление и сохранение электронны х копий документов также важно для решения вопроса сохранения культурного наследия. Материальные предметы постоянно находятся в процессе старения, что не лучш им образом сказывается на состоянии предмета через определенное время, и при этом всегда сущ ествует вероятность полной и безвозвратной утраты предмета в силу форс-мажорных обстоятельств. В. А . Жданова справедливо утверждает, что проблема сохранения культурного наследия всегда стоит особенно остро в музейном деле [2: 112]. Следует заметить, что способность технически зафиксировать образ материального объекта в виде цифрового массива данных может применяться не только в музейном деле, но также в архивной и библиотечной деятельности. Конечно, в случае работы с цифровым массивом данны х у исследователя исчезает восприятие объекта как материального предмета, но при определенных условиях это может быть хорош ей альтернативой работе непосредственно с объектом именно как с физическим предметом. В качестве положительного фактора использования такой альтернативы можно отметить невозможность механического воздействия на предмет. Соответственно, абсолютно исчезают вероятность его износа и последующая утрата от износа. П . И . Ш и п и л и н и Т . Б. Назарчук поднимаю т вопрос о взаимодействии исполнителя работы непосредственно с объектом: «о действии “ фактора присутствия” также по отношению к копии говорить не приходится, он ощущается только при непосредственном контакте с книжным экземпляром, в любом случае для него губительным» [3: 112]. Контакт непосредственно с книжным экземпляром / фотографией / рисунком имеет различные последствия, как положительные эмоциональные, связанные с восприятием реального исторического объекта исследователем, так и негативные - - непосредственно для материального 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz