Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))

Помимо проблемы сохранения саамского языка, вы сокую значимость для модераторов и участников сообществ имею т правовые аспекты жизни саамов, коммерциализация саамской символики и ее «профанация», проблемы трансляции культурного наследия, социализации саамской молодежи, экологические проблемы и традиционные промыслы . «Направление дискуссий по том у или ином у вопросу внутри сетевого сообщества во многом зависит от персональной позиции модератора страницы (сообщества)» [14: 38]. Модераторы саамских вебсообществ тщательно отслеживаю т тематическую направленность контента групп и стараются избегать различных провокационных тем и дискуссий, особенно связанных с политикой. Из цитат информантов: Стараемся избегать каких-то критических статей. Но критических статей, в смысле провокационных статей на тему критики власти. Хотя самые острые — это проблемы, которые у нас связаны с сохранением природы. <....> Также какие-то диалоги с властью — это тоже одно из важных средств донесения, формирования мнения и донесения до властей (И . 3); Мы стараемся избегать каких-то острых тем. <....> Мы носим чисто информативный характер. Вот, допустим, проходила выставка саамской рукодельницы, доносим тоже информацию о том, что будет такая выставка. <....> Мы не распространяем, не развиваем тему, например, политики, потому что это не наш формат. И если что-то идет насчет политики, то стараемся это как-то пресекать. Почему? Потому что у нас все-таки направленность именно на культурное какое-то просвещение, а не на политическое (И . 1). Один из вопросов интервью касался темы трансляции религиозны х ценностей в постах групп . Выяснилось, что религиозная тематика также находится по своеобразным «запретом». Из цитаты информанта: Когда всплывает, я стараюсь не трогать этот вопрос. В личке можно поговорить, обсудить. Религиозный вопрос — это же самый острый вопрос! То есть это вопрос, из-за которого происходили войны. Представляете, что можно сделать! Это очень тонкая грань, которую трогать очень опасно! (И. 3). Модераторы саамских веб-сообществ не только отслеживаю т тематическую направленность своих гр упп , но и следят за цензурой. Они имеют право удалять сообщения и посты , которые м о гут оскорбить чувства участников сообществ или носят откровенно провокационный характер, а тех, кто разместил и х в группе, м о гут «отправить в бан». «Как правило, бан заключается в лишении или ограничении каких-либо прав пользователя (на создание/отправление новы х сообщений или создание новы х тем на веб-форуме, на отправление сообщений в чате, на комментирование в блогах и др.). Возможность введена в целях оградить интернет-сообщество от троллей, спамеров, вандалов и прочих лиц, чьи сообщения вредят продуктивной работе ресурса» [11: 135 -136 ]. П о утверждению , опрош енны х нами модераторов, такие прецеденты в саамских гр уппах случаются крайне редко. Так, на вопрос, приходилось ли удалять какую -либо информацию , опубликованную в веб-сообществах, модераторы отвечали следующее: Да, приходилось. <....> Ну, знаете, когда, может быть, ребенок еще неосознанно что-то пишет такое. < .. > Ну, бранную лексику от школьников. Ну, или что-то неприемлемое по отношению к саамам, опять же, от людей младшего возраста почему-то. Но это, мне кажется, распространено почему-то среди школьников — писать гадости (И . 1); Обычно спам (И . 2); 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz