Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))

Вместо заключения Самым распространенным типом туристов, по мнению жителей Териберки и Лодейного, является индивидуально-романтический. Это самостоятельные, индивидуальные туристы, у которых побудительным мотивом к путешествию служит любование природой, стремление к уединению, попытка самосовершенствования. По устным высказываниям териберчан трудно определить, какая мотивация путешествия в Териберку является ведущей. Выяснить, «туристы» они или духовно мотивированные «паломники» не удается на основании полученного материала, да и дихотомию паломника и туриста следует признать давно устаревшей [48]. Целесообразно использовать термин «паломник» для описания современных путешествий в метафорическом смысле для обозначения туристов, которые используют путешествия как способ формирования идентичности. «Типологии», как отмечает Эденсор, «могут определять закономерности, но их следует рассматривать как описывающие различные туристические практики, а не типы людей, как принятые роли, а не социальные категории» [49]. Если исходить из начального тезиса о том, что посетители создают и конструирую т пейзаж с помощью различных социальных практик, то можно сделать вывод о разнообразии паломнических ландшафтов. Подобно паломническим ландшафтам в Америке, они могут быть пейзажами паломничества и связываться с религиозно'-культурным ландшафтом, когда происходит освящение фигур и тем из популярной культуры и средств массовой информации. Эти места паломничества вызывают ностальгию и превращают культуру в товар. Рассказы местного населения в Сети о краже валунов туристами с каменного пляжа «Яйца дракона» это попытка взять с собой «кусочек» Териберки. Последнее похоже на замещение сувенирной продукции, которая в Териберке практически отсутствует. Приобретение сувенирной продукции - - это сакрализация локуса, который создается и поддерживается практиками путешественников [51: 44-45 ]. Подтверждением этого процесса служат культурные практики, совершаемые туристами: складывание пирамид из камней, нанесение имен и названий городов на скалы. Последнее вызывает у местного населения резко негативную реакцию и связывается с разрушением органичности природного и культурного ландшафта Териберки, так как жители хотели бы сохранить его в «чистом» виде. Если исходить из идей Дина Макканела, который предоставил теоретический контекст для концептуализации туриста как светского паломника в поисках подлинности, то туристы в Териберке вполне могут быть объединены поиском аутентичности, которая, по всей видимости, ассоциирована с Арктикой. И путешествие в Териберку — это поиск квазирелигиозной аутентичности, правды и самореализации посредством участия в «ритуале» осмотра достопримечательностей и сакрализации туристических мест. Возможно, исследователям следует воспользоваться моментом, чтобы осмыслить тот факт, что религиозный туризм более не является четко отделенным от массовых видов туризма, поскольку он не представляет собой значительный рынок, который продолжает расти. Было бы недальновидно не признать, что можно отождествить определенное поведение человека как в туризме, так и в паломничестве. Грейсленд или Пер-Лашез являются туристическими направлениями, но они также представляют (хотя бы для определенной группы ) храм, который совсем не светский и в который они, по мнению Дерека Олдермана [28], таким образом совершают паломничество. 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz