Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))

Информанты из Териберки настаивали на том , что к ним едут исклю чительно потом у, что именно здесь то самое историческое место, куда издавна стекались потоки людей. П ри этом они оговаривались, что так было раньше, а сейчас поселок не развивается: Вот раньше Териберка была... Если бы не воровали... Раньше финны приезжали в гости. Жизнь кипела. Весь берег был в рыбе, в день ходило более тысячи лодок в море. Становищ было много раньше. Все было. Все разрушено. Нас хотят отсюда выселить. А я не хочу отсюда уезжать, я уже уезжала, вернулась. Тянет сюда. Инт.: А как Вы думает одинаковые ли проблемы у поселений, связанные с турпотоком? Инф.:Проблемыу поселенийразные. Унас нет воды. Свет часто отключают <...> Едут-то к нам. В Териберку. Что там у Лодейного? Какая история? Истории разные, люди разные. У Лодейного нет истории. Да и у нас теперь. Понастроили борделей. Вот посмотрите (показывает на рядом стоящее здание гостиницы) это ведь самый настоящий бордель. Вы знаете, что там происходит? Голые проститутки выбегают оттуда. Это не наши, это из Лодейного, конечно же»11. Ж ители Териберки противопоставляю т себя как городским жителям , так и жителям Лодейного (это подтверждаю т ранее проведенные социологические исследования [46, 47 ]). Информанты разных поколений подтверждают существование противостояния между жителями населенных пунктов, находящихся в пяти километрах д р уг от друга: Инт.:А это правда, что существует противостояние между поселками? Инф. : Есть негласное разделение. Раньше молодые мужики ходили стенка на стенку. И сейчас есть такое разделение12. Инт. : Расскажите, что за противостояние между поселками? Инф. : Издавна. Вот у нас случай недавно был. Умер человек. У нас здесь, в Териберке. А наш могильщик был в запое. И мужик из Лодейного отказался его закапывать. Сказал, если бы свой, я бы согласился 13. М отивом для путешествия в Териберку может быть «зов в А р ктику» : Инт. : А как Вы думаете, почему тогда люди сюда приезжают? Инф. : Арктика зовет! Далее информантка в процессе рассуждений приходит к выводу, что плохое поведение туристов в Териберке и Лодейном объясняется тем, что нет объединяющей идеи, которая могла бы регулировать их поведение: Ох (вздыхает), понимаете. Мы не против. Но такое поведение. Мусорят. Вот рыбьи головы по всему берегу валяются. Весь берег усеян рыбными отходами. Некоторые на машинах ездят прямо к озеру. Стирают там вещи. У нас это единственный источник питьевой воды. Никто их не контролирует. Нет идеи. Вот как на Оптиной пустыни. Одинприход <... >Вот вы въезжаете, видите крест, до этого там крест ставилиребята-афганцы. Потом кто-то спилил, спилили крест. Стыдно за поселок. За безинициативное состояние <... >А у нас население отдельно, власть отдельно. Население безынициативное. На два поселка всего 660 человек осталось <...> Развитие Териберки — частьроста страны. Хочется, чтобы странаросла»14. Информантка указывает в качестве примера Оптину пустынь — знаменитое место православного паломничества в качестве «образцового», где путешествующие словно связаны одной идеей, и эта идея отсылает не только к национальному единству всей страны, закрепленному в вере, но и к невольному сравнению туристов с паломниками. 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz