Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))

Ответы на вопрос: «Каким Вы видите будущее Териберки?», — передают пессиместический настрой териберчан. Мало кто видит Териберку и Лодейное перспективными и развивающимися турпоселками. По мнению местного населения, обилие социальных проблем и неразвитость туристической инфраструктуры мешают развитию поселков. Число задействованных в турбизнесе представителей местного населения крайне мало. Социальная запущенность и безынициативность териберчан подчеркивается людьми, имеющими свой бизнес в Териберке: У меня вот 12 человек работает здесь. Все пьют. Хорошие мужики. Я сам их кодирую. Хочу, чтобы местные работали5. Желание сохранить участие местного населения в развитии поселка можно рассматривать как стремление сохранить его аутентичность, в том числе и во внешнем виде: Надо все делать аутентичным — в духе русской культуры, поморской. Писать только по-русски. Я категорически против надписей на китайском языке6. Информант говорит о надписи на китайском языке, размещенной на электронном табло на одном из сельских магазинов. П ри оценке отношения к туристам в Териберке больше всего отрицательных высказываний относилось к путешественникам из Китая: Есть такие. Иностранцы ведут себя осторожно. Но есть люди, в частности, Китай. Хоть я, ну из тех, кто — «Пролетарии всех стран — объединяйтесь», но тут не могу поддержать их. Ну нет (смеется)7. Ограничить доступ китайцам. Китайцы — это ужас! Они могут сесть в туалет в огороде всем семейством. Для них нет никаких границ. Неумеют себя вести8. Н адписи на китайском языке воспринимаю тся м ногим и жителями негативно и с недоумением. В ситуации «вторжения» туристов, когда необходимо сохранять культуру и историю уникального исторического поселения, присутствие элементов другой культуры кажется излишним . Необходимость сохранить культуру и историю в «чистом» виде неоднократно подчеркивается информантами: Историю нельзя забывать. А ее сейчас никто не помнит. Никто не следит за памятниками. <... > Необходимо, чтобы экскурсоводы правдиво рассказывали историю. Следили за поведением туристов9. П о мнению териберского священнослужителя, Териберка — самое «чистое место». Н етронуты й край земли, на которы й туристы м о гут принести зло: « “Сынок, единственное место осталось на нашем Кольском полуострове, куда сектанты еще не дошли, ноуже собираются. Давай, все ”»<...> Третье: туризм. Я раньше не впускал это. О Териберке мало информации, мы не впускали никого. Потому что вместе с туристами придет шлак, придет безнравственность, придет грязь, вирус зла. Пусть они пьют ацетон, но онимоиродные, больные, хромые, убогие. Но теперь уже пошло такое, что, пожалуйста, пусть приходит туризм, мы уже отучили всех врагов (очевидно, речь идет о представителях иной веры — А . Д.) оттуда. Пусть приходит официальный туризм, хороший»10. Отвечая на вопрос «почему китайцы так лю бят сюда приезжать?» все информанты указывали в качестве основной причины — «северное сияние» и связанные с ним репродуктивные ожидания. Некоторые информанты при обосновании мотивов приезжающ их подчеркивают, что «Териберка — это Россия, а россияне должны знать свою Родину!». И стория Териберки — это часть общей, российской истории, которой, по мнению местного населения, приезжающие почем у-то не интересую тся, впрочем, как и представители власти. 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz