Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))

Помимо указания на преобладающий тип туриста, в тексте есть отсылка к сравнению Териберки со знаменитым курортом в России — Сочи. Это подтверждает популярность данного направления. На втором месте по частоте находятся упоминания о путешественниках-исследователях. Т и п «организованные массовые туристы » опрошенные относят, в основном , к допандемийному времени (до весны 2020 г.), когда приезжали путеш ественники из д р у ги х стран. М не не встретилось н и одного упоминания о «туристах-скитальцах». Наоборот, многие местные ж ители сетовали на незаинтересованность приезжающ их местной культурой, историей места, отстраненность от ж изни местного населения, потребительское отношене к природному и культурном у наследию Териберки. С полной уверенностью можно говорить о том , что в Териберке происходит процесс, которы й Терон Нуньес назвал аккультурацией [37 ]. Работы Нуньеса связаны с традицией, которая берет свое начало у Мелвилла Херсковица [38] и Роджера Бастида [39 ]. Они утверждали, что сущ ествует процесс доминирования одной культуры над другой и, хотя этот процесс может быть постепенным , он почти всегда однозначен и телеологичен. На протяжении всего развития антропологии туризма сущ ествую т различные ответвления этой теории, которая максимизирует давление туризма как фактора, изменяющего местную культуру [4 0 -4 3 ]. Если рассматривать отнош ения между туристами и хозяевами с этой позиции, то изменения в культуре являются результатом способности местной культуры к сопротивлению , с одной стороны , и интенсивного давления, вызванного туризмом , с другой. Теребирчане часто указывали на то, что от пребывания туристов на и х территории, скорее, больше минусов, чем плюсов. Большинство не против развития туризма, но считаю т этот процесс однобоким , направленным лишь на внеш них инвестров и туристов, так как не видят улучш ения качества своей ж изни. Скорее, наоборот, у ни х вызывает удивление и негативное отношение ущерб, наносимый туристами, проявляемое им и неуважение к принимающ ей стороне, потребительское отношение к природному наследию. В антропологии туризма хорош о описаны процессы взаимодействия приним ающ их сторон и гостей. Некоторые из эти х исследований были собраны в основополагающ ей книге Валена Смита «Хозяева и гости : антропология туризма» [4 4 ], которая в настоящее время считается краеугольным камнем «антропологии туризма». Взгляды ранних социологов на туризм также были пронизаны «моделью воздействия» туризма [45 ]. П ри этом ряд исследователей утверждаю т, что коммодитизация и аккультурация необязательно разрушаю т значение культурны х продуктов, хотя м о гут изменить его или добавить новые значения к старым (см ., напр., [10 ]). Из устных бесед с жителями Териберки и Лодейного можно сделать вывод о том, что представления местного населения о ведущих мотивах приезжающих не слишком отчетливы. Об этом свидетельствует также большой разброс мнений и в количественном исследовании. Кто-то называет в качестве основного мотива приезда морскую рыбалку, кто-то - - красивую природу, страсть к путешествиям, посещение места съемки культового фильма Андрея Звягинцева «Левиафан», самый легкий путь к океану. Некоторые из опрошенных искренне не понимают причин, которые приводят туристов в Териберку. 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz