Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))

не просто возникают, а подвергаются тому, что А . Ситон [29] называет сакрализацией — последовательным процессом , в ходе которого туристические достопримечательности «маркируются» как значимые, (квази)религиозные святыни. П осетители и создают пейзажи паломничества с помощью различны х социальных практик. Ландшафт и туризм также были объединены в исследованиях. Например, К. Белл и Д. Лайалл пишут о «ландшафте как динамической арене», которая активизирует сакральное в приключениях и экотуризме [30: 21]. Воображение и интерпритации места создают ощущение сакральности само по себе, и в этом процессе оно становится священным. Например, усадьба Грейсленд не является культурно-религиозным ландшафтом просто потому, что когда-то она была домом Элвиса Пресли. Скорее, ее святость проистекает из поведения, отношения и действий посетителей [31]. Именно участники комм уникаций создают сакральный ландшафт, опираясь на его предыдущие смыслы и истории [32]. При этом под сакральным пейзажем понимается не статический физический пейзаж. Понятие используется с антропологической точки зрения — как нечто, внутри и посредством чего люди живут, наделяют его смыслами и конструирую т его физически, символически и социально [33]. Материал и методы В основе этой работы лежат полевые материалы, собранные автором в экспедициях в поселки Териберка и Лодейное (в 2020 и 2021 гг.). П ри помощи полуформализованного интервью (N = 8: 2 м уж чин, 6 ж енщ ин) был собран устны й материал. Дополнительно в статье использую тся обобщенные данные социологического исследования, проведенного автором в 2020 г. на территории Териберки и Лодейного: — уличны й анкетный опрос (N = 36); — онлайн-опрос жителей (N = 32). Онлайн-опросник был составлен при помощи Google-форм и размещен в социальной сети «Вконтакте» в группах: «Сельское поселение Териберка» (https://vk.com /public180187981) ; «Моя Териберка/Интернет-газета» (https://vk.com /my_teriberka) ; «Подслушано в Териберке» (https :/ /vk.com /podslushanovteriberke). Наиболее активными возрастными группам и, принявш ими участие в количественном исследовании, стали респонденты в возрасте от 46 до 60 лет (40,6 % от всей совокупности опрош енны х) и категория 36 -45 лет (31,3 % ). Подавляющее большинство ответов было получено от респондентов-работников бюджетной сферы — 40 % и пенсионеров — 37 %; 5 % — студенческой молодежи; 5 % — неработающих; 5 % — отнесли себя к категории фрилансеров; 3 % — рабочих. Среди них: 60 % — женщины; 40 % — мужчины. Результаты и обсуждение Типологии туристов обычно представляют культурных туристов как мотивированных аутентичностью, культурным взаимодействием и возможностью узнать что-то новое в результате их туристических встреч [34]. В книге «Туристический взгляд» Джон Урри [35] отстаивал идею о том, что туриста интересует экзотика, определенная специально и переосмысленная в соответствии с требованиями общества потребления, основной характеристикой которого является придание ценности развлечениям, удовольствиям. Используя концепцию рефлексивности социолога Энтони Гидденса, Урри утверждал, что места и пейзажи превращаются в объекты рефлексивного потребления туристом. Урри отмечает, что существует 2 типа туристов: один — «романтический», а другой — «коллективный». «Романтический» 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz