Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))

Грейсленду (дому певца-кумира нескольких поколений Элвиса Пресли) [5]. М огилы Элвиса Пресли, Джима Моррисона становятся массовыми туристическими достопримечательностями и местами осуществления как светских, так и религиозных ритуальных действий. Массовому туризму сопутствуют разные культурные практики, в том числе и религиозные [6]. Теоретический контекст исследования До 1970-х гг. изучение туризма практически не представляло собой отдельную академическую область [7 ], а исследования взаимосвязи между религией и туризмом часто подходили к этим двум предметам как к двум отдельным областям социальной жизни. Первоначальная дифференциация между туризмом и паломничеством начала проявляться в 1970-х гг., основываясь на утверждении Дина МакКаннелла [8] о том, что турист был паломником в подлинности. Позднее Нельсон Грабурн [9] охарактеризовал туризм как своего рода ритуал, предполагая существование параллельных процессов как в формальном паломничестве, так и в туризме, которые можно интерпретировать как «священные путешествия». Он утверждал, что эти путешествия посвящены самопреобразованию и приобретению знаний и статуса через контакт с необычным или священным. С тех пор теории концентрировались на различных типологиях туристов и паломников в части особых различий между опытом, связанным с посещением достопримечательностей, и повседневной ж изнью [10 --12 ]. За последние два десятилетия новый всплеск внимания к паломничеству возник благодаря исследователям, изучающим различные пересечения туризма с политическими, культурными, поведенческими, экономическими и географическими сюжетами [13]. Большинство новы х исследований отражаю т тенденцию к дедифференциации, и ряд учены х утверждаю т, что различия между туризмом , паломничеством и даже светским паломничеством продолжаю т сужаться [14, 15]. Различиями все чаще пренебрегают, поскольку религиозные и светские сферы туризма быстро сходятся, а религиозный туризм занимает более заметную ры ночную ниш у в международном и российском туризме [1 6 -1 8 и др.]. Процесс превращения паломничества в товар привел к том у, что все больше организаторов туристических маршрутов склонны объявлять маршруты и объекты паломничества культурным наследием [1 9 -2 3 ]. В то же время появляются исследования коммерческого паломничества [2 4 ], а также духовно го предпринимательства [25]. Э ти тенденции привели к пониманию паломничества в связи с различными явлениями - - от любования наследием, экологией и природой до медитативной ходьбы, исцеления, спортивного отдыха, туристической или рекреационной деятельности и т. д. [26: 23-26 ]. По мере погружения в эту тему становится все сложнее понять, какими мотивами руководствуются путешественники, или, как их называет Петер Маргри, “ walkers” . Не углубляясь подробно в бриколизированные рассуждения о паломничестве и туризме, попробуем подойти к изучению мотивов “ walkers” с помощью исследований «ландшафта паломничества». Х . Э. Кампо [27], а позднее и Д. Олдерман [28] использовали термин «ландшафт паломничества», чтобы подчеркнуть отношения между людьми и местом. По их мнению, ни одно место не является священным само по себе. Скорее, паломничества являются «социальными конструкциями». Эта перспектива фокусирует наше внимание на той роли, которую играют «люди в их создании, присвоении, организации и представлении» [27: 42]. Паломнические ландшафты 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz