Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))

Выводы и заключение Локализация разновидовых топограф ически взаимосвязанных сооружений из камней в одном месте позволяет говорить об и х относительной единовременности, идейной тождественности, принадлежности к общей культурной традиции. Связь комплекса с обрядовой практикой представляется нам более вероятной, чем его бы товой характер. П оэтом у памятник Хлебны й I можно предварительно определить как нехристианский комплекс с культовым статусом , предположительно, с погребальной функцией. Н а начальном этапе исследований однозначно ответить на вопрос о точной культурной принадлежности валунных ям затруднительно. Возможно, это так называемые «саамские древности», работа с которыми в Русской Лапландии только начинается. Но полностью не исключается и версия, что данные сооружения оставлены в Средневековье какой-то другой этнической группой - «корелой», «поморянами», «двинянами», «норманнами». Постепенное накопление источниковой базы о валунных ямах и при более разностороннем их анализе они могут стать маркером этнодифференцирующего характера для малоизученных культур аборигенов Восточной Фенноскандии. Статья не претендует на «окончательное решение вопроса». Это первая для территории РФ попы тка свести воедино данные по этим неординарным объектам и оценить и х «археологическим взглядом». Предложенная интерпретация - - это рабочая гипотеза, которая должна наметить направление поисков и стимулировать развитие научной дискуссии. Необходимо дальнейшее детальное обследование разновидовых валунны х сложений региона, проведение целенаправленных полевых исследований по и х выявлению и комплексному изучению . Уж е известные выразительные валунные объекты Европейской А р к ти ки должны более активно вводиться в научны й оборот. Примечания 1 «Кроме каменных куч и д вух несомненных чуд ски х ям, круглы х и воронкообразных (четыре сажени диаметром), у П оноя доисторических древностей берег не представляет» [8 ]. 2 Местоположение памятника указала Л. Г. Барташ. Фотографии этих валунны х сложений впервые были опубликованы в книге митрополита Митрофана (Баданина) [14: 101 -102 ]. 3П амятник в 2016 г. Л. Г. Барташ показывался Е. М . Колпакову (И И М К ). 4 Например, в 1970 и 1971 гг. писатель и археолог А . Л. Никитин осуществил поиск стоянок «первобытного Севера» по Терскому берегу. В обширной статье, посвященной реконструкция древних форм хозяйствования в южной части Кольского полуострова, валунные ямы он не упоминает [15: 103-111]. 5 П о подсчетам этнографов Х !Х в., «северный инородец» потреблял в год более 500 к г рыбы и две трети года она была основным продуктом питания [29: 86, 30: 336 -337 ]. 6 «Они ловят их (сельдь) неводами и захватывают целыми лодками; закупая гишпанскую соль у города Архангельска, солят они их в большом количестве; другую часть коптят, а малую часть из оных и всю весеннюю и летнюю сельдь вялют и сушат на солнце, чем во весь год по большей части и питаются» [31: 35, 32: 47-48]. 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz