Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))

рядом с валунами с камнями сверху и овальные ямы, которые исследователь считал «следами от древних жилищ ». На острове Средний И . М . М улло описывает ситуацию , сходную с комплексом Хлебная I. Здесь также вместе локализуются «каменные ямы», установленные на кам ни-нож ки валуны , плоские валуны с положенными на н и х камнями и некое «курганное погребение» [10: 76]. Установленные на камни-«нож ки» крупные валуны (так называемые «сейды») — это, наверно, самый «раскрученный» и дискуссионный вид мегалитических объектов в археологии Восточной Фенноскандии. Они одиночно и в группах встречаются в Карелии и на Кольском полуострове, обычно располагаясь в приметных местах ландшафта: на вершинах гор, на каменистых морских островах, на скальных обнажениях около водоемов, в местах проявлений древней сейсмической активности [47 ]. Больш инству исследователей очевиден искусственны й характер их создания и сакральное назначение, но в последнее время сформировалось и полярное мнение. В случае на Хлебном «сейд» — это природны й объект, по нашему мнению , с сакральной функцией. Возможно, его наличие побудило к созданию валунных ям именно на этом участке каменистого склона. Жертвенные места аборигенов Фенноскандии «встраивались» в природный ландшафт. О ни обустраивались на определенных участках местности с набором нуж ны х признаков, отвечающих определенной модели создания сакрального пространства, или приурочивались к неординарным природным объектам. Валунные ямы вполне м о гут быть специально оформленными семейными или личными «капищами» - - особыми местами-«жертвенниками» для сакральных принош ений или ритуального хранения / захоронения (головы медведей, копы та оленей и т. п .), скорее всего, разновременного и многоразового характера. В этой связи показательна фиксация на дне ямы № 1 1 «ящика», сложенного из 3 небольших, вертикально установленных плоских камней прямоугольной формы (0,3 х 0,25 х 0,07 м) (рис. 9). Возможность использования валунных ям в качестве жертвенных мест не исключается исследователями саамских памятников Северной Норвегии и Финской Лапландии [17]. Рис. 9. Хлебный I. Валунная яма 11. «Ящик». Вид с севера Косвенным аргументом в пользу гипотезы о культовом назначении объекта может быть и характерный для мест с сакральной нагрузкой на Севере топоним Starababa14, отмеченный на ш ведских картах первой трети X V II в .15 приблизительно в месте нахождения реки Хлебной. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz