Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))

Еще одно сходное погребение (Т ун гуда X X V ) раскопано в 1990 г. на озере Т ун гуд ском в Беломорском районе Республики Карелия. Первоначально предполагалось, что отдельно находящаяся впадина относится к рядом расположенной, протяженной системе ловчих ям. Ее раскопки позволили проследить оригинальное сооружение. В круглой яме (диаметр — 3,4 м, глубина — 1,6 м) крутые стенки и плоское дно были укрыты лапником и листами бересты. В углублении на дне располагался прямоугольный деревянный ящик без «крышки» (1,85 х 0,8 х 0,5 м), в котором находилось завернутое в бересту «содержимое» (в современном состоянии - - песок насыщенного сиреневого цвета). Поверх ящика был сделан куполообразный «свод» из бересты, а над ямой установлена конусовидная конструкция из 4 жердей [45]. Вполне вероятно, что и открытые «каменные могилы» на реке Хлебной могли дополняться какими-то простыми конструкциями или элементами из дерева, коры, бересты, шкур (срубы, рамы-обкладки, навесы-перекрытия, столбы, стены, настил и т. п.) сверху или по периметру, во внутренней камере, скрепленными или наваленными. Нельзя исклю чить, что валунные ямы могли предназначаться для сакрального помещения останков (целых или фрагментированных) человека или животного (олень, собака, медведь и т. д.). Ритуальное сжигание тел, по этнографическим данным, существовало в приполярны х районах [8: 64], поэтом у можно предположить и возможность помещения в валунные ямы сожженных на стороне останков, археологически трудноуловимых, если кремация проводилась без сопровождающ их предметов из неорганических материалов. Сакральное назначение. Комплекс на реке Хлебной может рассматриваться и как памятник культового назначения. Неслучайным представляется нахождение в его границах д р у ги х знаковых для Беломорья сооружений из валунов: «сейда», каменной куч и и плоского валуна с уложенными на него камнями. На «святилищах» Белого моря - - Кузовском , Соловецком архипелагах и островах Ж уж м уй — в сходны х условиях на выходах валунника все эти 4 вида конструкций из камней (иногда рядом с лабиринтами) встречаются совместно и по отдельности [3: 111 -116 ]. Еще Н . Н . Виноградов отмечал, что при аналитической работе нельзя разделять разнохарактерные каменные выкладки, рассматривая и х вне «сопутствующ его» общего контекста [46: 15, 24]. П оэтом у кратко рассмотрим каждый вид этих сложений. Невысокие насыпи «каменных курганов» округлой в плане формы неоднократно раскапывались в 1 9 7 0 -1990-е гг., но маловыразительные находки не давали возможности получить точн ую информацию об и х назначении, культурной принадлежности и времени создания. Первоначально они определялись как погребальные сооружения неясного характера «исторических саамов»: кенотафы или места захоронений остатков кремаций, но сейчас высказываются более осторожные выводы [19: 207, 217]. Каменные курганообразные насыпи Беломорья нельзя априори рассматривать как единый культурный массив с общим функциональным назначением. И х погребальный характер не исключается, что подтверждает единственное известное средневековое «погребение корелянина» на острове Анзер: под грудой камней, в углублении, ориентированном запад - восток, находились костные останки мужчины , предположительно завернутые в бересту. Там же была обнаружена «подковообразная фибула карельского типа» из белого металла, датируемая X I I - X III вв. [19: 339 -341 ]. На плоские валуны с уложенным и на ни х камнями на архипелаге Кузова первым в 1968 г. обратил внимание И . М . М улло. Он рассматривал и х как одну из «обособленных гр уп п саамских каменных идолов — сейдов» [5, 10]. На островах Русский Кузов и Ж илой на «валунных полях» им зафиксированы 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz