Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))

Погребальный ритуал. Старожильческим населением Терского берега Белого моря валунные ямы определяются как «лопарские могилы», поэтому нельзя исклю чать версию об и х погребальном назначении12. Даже в одной этнической группе аборигенов-нехристиан, живущ их в зоне тундры и северной тайги в Средневековье, способы погребений были многообразными. Они не ограничивались только различного вида ингумациями и зависели от разных факторов: пол и возраст умерших, их социальное состояние, характер и место смерти, степень влияния соседних культурных традиций [40: 60-61]. Особо отметим, что существовали погребения, которые не оставляют следов, фиксируемых археологическими методами (поверхностные, на или в деревьях, на помостах и т. п.). Самым древним способом считается поверхностное, безгробовое захоронение, «стихийно» созданное, с прикры тием тела только хворостом или нартами, лодкой [41: 334 -442 ]. Комплекс погребальных действий у малочисленного, территориально разобщенного населения Заполярья при о тсутствии в социуме специальных представителей, «ответственных» за соблюдение правильности ритуала перехода в «мир мертвых», был не устойчив. С течением времени он не оставался не изменным, представляя собой «подвижную систему» [41: 436]. П ри усилении влияния более «статусны х» или внешне более «привлекательных» практик соседних этносов он существенно менялся при сохранении идейного содержания воззрений о смерти и мироздании. Если валунные ямы относятся к культуре лопи, то нуж но учитывать, что на Кольском Севере достоверные «лапландские могильники» дохристианского периода пока не известны. П о историческим и этнографическим данным , виды погребений у разрозненных гр упп саамов в Северной Европе не были единообразными и существенно отличались: под каменными кучами, в расщелинах, грунтовы е и т. п 13. М ож но согласиться с мнением, что на современном уровне источниковедческой базы сложно выделять средневековые саамские погребения на основе археологических аналогий [23: 209]. Частичное или полное сооружение и оформление м о гильны х конструкций с использованием камней (плиты , валуны , булыж ник) — повсеместная, разновременная традиция. Камень — это удобны й и долговечный материал, котором у в погребальном ритуале отводилась различная смысловая функция, чаще всего, «запирание» покойника. В могильниках на территории Западной Сибири единично встречаются захоронения в незасыпанных грунтовых ямах [43]. В Восточной Фенноскандии нам известны только 2 раскопанных средневековых памятника, которые можно интерпретировать как погребения открытого типа. Ближайший (97 км к ю го-востоку от реки Хлебная) находится на Терском берегу Белого моря, около села Кузомень. На приустьевом участке реки Варзуга в 1969, 1979, 1982 гг. были открыты 2 группы грунтовых погребений «средневековых лопарей» — Кузомень I, II [44]. На сохранившемся могильнике Кузомень II раскопаны 3 открытых захоронения с телами, положенными в неясного характера прямоугольные деревянные конструкции и накрытые листами бересты. Погребенные лежали вытянуто, на спине, ориентировка - - головой на северо-восток, ногами - - по направлению течения реки. Они рассматривались как практически одновременные и датировались по вещам концом X II - началом X III вв., что подтвердило радиоуглеродное датирование образцов органики, взятых из 2 погребений — 740 ± 10 и 750 ± 10 лет назад (приблизительно 1200-1210 гг. н. э.). По инвентарю захороненные отнесены к «финно-угорскому этническому массиву» [23: 201-211]. 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz