Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 4/2021(12))

Одной из проблем преподавания физической культуры были пропуски студентами занятий по физкультуре. Преподаватели постоянно контролировали посещаемость. В своих отчетах о проделанной работе они отмечали количество пропущенных занятий, численность студентов, не выполнивших спортивные нормативы, называли фамилии злостных прогульщиков. Например, в «Отчете о физической культуре в педагогическом институте за 1937/1938 учебный год» преподавателя В. И. Ходотова отмечалось, что студентами литературного факультета Фадерманом, С. Федоровым, Зольденбергом, Шоболовой было пропущено 182 ч занятий по физкультуре10. В архивных документах не сохранилось информации о мерах, которые применялись к студентам, пропускающим без уважительной причины учебные занятия. Первым спортивно-оздоровительным мероприятием кафедры стала утренняя зарядка. В апреле 1933 г. в институте «в целях оздоровления жизни и быта студенчества» вводилась ежедневная утренняя зарядка для студентов, проживающих в общежитии. Ответственным за ее проведение был назначен физруководитель С. М. Кокко. От зарядки освобождались студенты, живущие в городе, или по заключению врача института [4: 62]. Для привлечения студентов к участию в спортивных состязаниях дирекция института применяла различные поощрительные меры. Так, в 1937 г. для активизации студентов в первом кроссе были назначены премии: за I место - - в размере месячной стипендии, за II место — 50 % месячной стипендии и за III место — в размере 1/3 месячной стипендии, студенческая группа, занявшая I место по численности участников — бесплатным культпоходом в театр [4: 93]. Здесь необходимо заметить, что с 1937 г. в институте устанавливались новые стипендии в размере: на I курсе — 90 руб., на II курсе — 106, 131, 135 руб., на III курсе — 116, 125 руб., на IV курсе — 125, 145, 155, 180 руб. Суммы варьировались в зависимости от сдачи экзаменов, а также участия в общественной жизни института [4: 95]. Несомненно, такие премии являлись неплохим пополнением бюджета студентов и способствовали вовлечению их в спортивную жизнь института. Позднее за лучшие результаты в личном первенстве по институту наиболее отличившихся студентов стали премировать ценными подарками. Так, в марте 1941 г. студенты, показавшие лучшие результаты в индивидуальной лыжной гонке: В. А. Манниев, Н. Ф. Балашов, Н. И. Калинин, К. А. Воронцова были награждены такими призами [4: 133]. Какие же спортивные традиции зародились в 1930-е гг. и продолжились до настоящего времени? Эффективной формой внеучебной физкультурной работы в институте и средством вовлечения молодежи в занятия спортом были различные формы спортивных состязаний, ставшие в дальнейшем традиционными. Внутриинститутские состязания В первую очередь это внутриинститутские спартакиады, которые явились новой формой спортивно-массовой работы. Военно-физкультурная кафедра разработала «Положение о спартакиаде Карельского педагогического института», где указывалась цель ее проведения: «поднятие физкультурной работы, вовлечение студенчества в физкультурный коллектив, мобилизация студенчества на овладение техникой по противовоздушной обороне, комплексом ГТО I и II ступени и на повышение спортивной техники» [4: 89]. В 1937 г. в педагогическом институте провели первую межфакультетскую спартакиаду по программе: противохимическая оборона (ПВХО), лыжи, гимнастика, коньки и легкая атлетика (прыжки с места). 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz