Труды КНЦ вып. 9(Океанология) вып.3/2021(12)

Обсуждение. При изучении магниточувствительности животных приходится встречаться с двумя главными проблемами. Первая из них связана с тем, что многие поведенческие результаты небезупречны с м е т о д о л о г и ч е с к о й т о ч к и зр ен и я , не в с е гд а в о с п р о и з в о д и м ы и не информативны в отношении функционирования “магнитного чувства” . Вторая трудность заключается в том, что пока неизвестно, где именно и каким образом детектируется магнитное поле (Able, 1980). Поэтому трудно спланировать и осуществить “решающие” опыты, чтобы получить нужны е п о в е д е н ч е с к и е , ан а т ом и ч е с к и е и н е й р оф и з и о л о г и ч е с к и е доказательства наличия этого чувства у животных и проанализировать его возможности. Опыты с условными рефлексами могли бы обеспечить нужную воспроизводимость и уб еди тельность результатов , если требуется доказать факт магниточувствительности. Первое, что следует проверить в экспериментах с выработкой у словны х р еф л ек со в - это мо гут ли ж и в о тны е р а зли ч а т ь р а зны е магнитные стимулы. Поэтому, прежде всего, должны быть выбраны процедуры, позволяющие выяснить этот вопрос. Необходимо подобрать экспериментальную ситуацию, процедуру испытаний, способ оценки реакций, характер реакций и стимулов, подлежащих различению. Когда будет установлено, что животное различает интересующие нас стимулы, д ал ьн ейши е д етали и с сл едовани я будут опр ед еля ть ся про в ер яем ой гипотезой (Kling, 1971). В экспериментах с условным рефлексом будет выявляться научение, т. е. относительно устойчивое изменение поведения, обусловленное индивидуальным опытом (Kling, 1971). В частности, в экспериментах с дискриминативным научением видоизменяется какая -то доступная для измерения особенность поведения, приобретаемая в ходе обучения. При унитарной процедуре определяют ответ (да, нет), который в разных условиях стимуляции получает положи тельное или отрицательное подкрепление. Дискриминативное научение можно оценить при сравнении готовности отвечать на разные стимулы (Bitterman, 1966). М агнитные поля - это стимулы , проникающие повсеместно , поэтому в экспериментальных ситуациях их можно предъявлять только п о с л едо в а т ел ьн о по одному . Э к сп ерим ен ты с д иф ф е р ен ц и р о в к о й , в которых стимулами служат магнитные поля, принадлежат к числу наиболее трудных для подопытных животных (Mackintosh, 1974). Поэтому при изучении восприятия магнитных полей предпочтительна унитарная схема, а не опыты со сложными дифф ер енц и ро вк ам и . Подобная схема эксперимента дает испытуемым свободу передвижения (Kreithen, Keeton, 1974) и предоставляет им достаточно времени, чтобы ознакомиться с окружающей магнитной обстановкой и многократно прореагировать на нее во время испытаний. 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz