Труды КНЦ вып. 9(Океанология) вып.3/2021(12)

за тренировку время реакции постепенно снижалось, и на третьей тренировке достигло 3.27 с. При введении отрезка в 1 с среднее время реакции возросло до 3.94 с, затем плавно снижалось до 2.78 с, что сопоставимо с временем реакции данного тюленя при выработке дифф еренцировочного условно го рефлекса на звуковы е (Литвинов , Пахомов, 2019) и зрительные стимулы (Пахомов, 2020). При введении 9-секундного отрезка картина была схожая - сначала увеличение времени реакции до 3.9 с и постепенное снижение до 2.45-2.84 с. При введении 2- и 8-секундного отрезков среднее время реакции не изменялось, при 3-, 4-, 6- и 7-секундном в течение первых двух тренировок среднее время реакции также не изменялось, но доля верных выборов значительно снизилась. На третьей тренировке среднее время реакции катастрофически выросло и составило 4.38 с, а при визуальном наблюдении за тюленем было видно, что животное долго тянет с ответом, особенно возбуждаясь при демонстрации в диапазоне 3 -7 с, при 1, 2, 8 и 9 с тюлень был более спокоен. На четвертой тренировке среднее время составило 3.83 с, а на последующих снизилось до 2.87-3.31 с и сохранялось до конца эксперимента. Заключение. И зуч ен а дин амик а формирования сл едово го дифференцировочного условного рефлекса на звуковой раздражитель. Показано, что подопытный тюлень способен различать временные отрезки длительностью до 2 с. Дальнейшее использование данной методики позволит выработать команды, связанные с дифференциацией определенных временных промежутков и реакцией на раздражители, а также исследовать восприятие и оценку морскими млекопитающими времени и их способности к запоминанию временных отрезков. Литература Бердник А.Ф. Возможность выработки следового условного рефлекса на звуковой раздражитель у серого тюленя // Тр. Кольского науч. центра РАН. 2020. Т. 11(5). Сер. Океанология. Вып. 8. С. 7-11. Литвинов Ю.В., Пахомов М.В. Исследование обоняния серых и гренландских тюленей с помощью метода оперантного обучения // Вестн. Мурм. гос. техн. ун-та. 2018. Т. 21, № 2. С. 336-343. Литвинов Ю.В., Пахомов М.В. Исследование способности серых тюленей дифференцировать сложносоставные звуковые сигналы // Вестн. Мурм. гос. техн. ун-та. 2019. Т. 21, № 2. С. 245-251. Пахомов М.В. Исследование способности серых тюленей дифференцировать источники света с разными длинами волн // Тр. Кольского науч. центра РАН. 2020. Т. 11(5). Сер. Океанология. Вып. 8. С. 125-132. Differential effects of empty and filled intervals on duration estimation by pigeons: tests of an attention-sharing explanation / A. Santi, D. Keough, S. Gagne, P. van Rooyen // Behavioral Process. 2007. Vol. 74. P. 176-186. 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz