Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)
S. S. UVAROV AND HIS UNREALIZED DRAFT OF THE CHARTER OF ST. PETERSBURG UNIVERSITY (1819) Ivan S. Pustovoit, Tatyana N. Zhukovskaya Institute of History, St. Petersburg State University, Saint Petersburg Abstract The article deals with an important subject, which seems to have fallen out of the field of research, which is connected with the development of a draft special charter for the St. Petersburg University in 1819-1823. This project was developed personally by S. S. Uvarov, who was then a trustee of the Saint-Petersburg educational district. The aim of the work is to reconstruct the content of this lost project, which was based on the traditions of German free science, based on the materials of its discussion in the Main Board of Schools. This episode clearly reflected the triumph of religious- conservative attitudes in the policy of the Ministry of Public Education, which prevented the implementation of S. S. Uvarov's plans to "arrange" a European-level university in the capital of the empire, combining an educational organization on the model of German universities, a special faculty structure and management, more centralized than what was provided for by the university charters of the early XIXcentury. Keywords: S. S. Uvarov, University charters, counter-reforms in the school policy under Alexander I, General Direcrorate of Schools, St. Petersburg University, University administration Постановка проблемы и источники исследования Когда заходит речь о Сергее Семеновиче Уварове (1786-1855), то в сознании возникает хрестоматийный образ творца известной идеологической доктрины «Православие, Самодержавие, Народность», направленной на защиту основ самодержавного строя. Стоит задуматься о том, что к моменту создания этой триады Уварову было уже почти пятьдесят лет. Собственный опыт, изменившаяся политическая конъюнктура и новые потребности государственного управления закономерно превратили энтузиаста-просветителя, ретранслятора александровского «правительственного либерализма» в главного идеолога российского консерватизма XIX века. Он проделал личную идейную эволюцию в том же направлении, что и Н. М. Карамзин двумя десятилетиями ранее, и это объяснимо в индивидуально-психологическом и политическом контексте. Более 15 лет управляя Министерством народного просвещения, С. С. Уваров оказывал колоссальное влияние не только на литературу и цензуру, но и на все сферы «воспитания юношества», школьную систему, пропаганду «русской идеи» и апологию имперской политики, в том числе за пределами России. Дать современную историческую оценку заслугам Уварова перед российским просвещением невозможно, если не упомянуть о начале его карьеры «на ниве просвещения», о десятилетнем управлении столичным учебным округом (1810-1821), об усилиях по созданию Санкт-Петербургского университета. Иначе немалая часть трудов, идей и проектов этого выдающегося государственного деятеля исчезает из поля зрения. Историк николаевской эпохи и биограф С. С. Уварова М. М. Шевченко писал: «Историческая литература вплоть до новейшей эпохи не столько изучала его государственную деятельность, сколько боролась с его тенью, формировала и поддерживала его отрицательный образ» [Шевченко, 2017: 27]. Имя Уварова как выдающегося отечественного просветителя и администратора просвещения подвергалось очернению, а временами и тотальному изгнанию из истории российской науки, образования и общественной мысли. 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz