Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)

Тихонов и Денис Ульянов, которые «поновлялись» перед иеромонахом Кириллом, пришли издалека и не имели возможности в «четыредесятницу» навестить своих приходских священников. В Петропавловской Лобановой пустыни, находившейся на юго-восточном побережье Онежского озера, «сказку» вместо строителя Аврамия (Свечина) составил иеромонах Сильвестр. По его сведениям, все четверо монахов — казначей Адриан, Сергий, Феодосий, Зосима — добросовестно постились, «во исповеди были » у него и «по достоинству причащались ». Духовником же иеромонаха Сильвестра являлся иеромонах Гедеон из соседней Троицкой Лужандозерской пустыни, куда он и ездил на исповедь [Арх. СПбИИ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 11/12. Л. 201-202]. В «сказке», подписанной лужандозерским строителем монахом Гавриилом, говорится о том, что упомянутый выше иеромонах Гедеон недавно пришел в их пустынь из Тихвинского монастыря. Можно предположить, что его духовный сын монах Сильвестр был пострижеником той же мужской обители в Тихвине и перебрался в Лобанову пустынь во второй половине 1721 года. Духовником монашеской общины Лужандозерской пустыни был местный иеромонах Константин; он исповедал и причастил всех монахов во время Великого поста. « Новоприбывший » же иеромонах Гедеон побывал «во исповеди » у своего духовного отца, тихвинского иеромонаха Никодима [Арх. СПбИИ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 11/12. Л. 202-202 об.]. К сожалению, «сказка» из Троицкого Юрьегорского монастыря, располагавшегося в Пречистенском Водлозерском погосте-округе «подле каргопольского рубежа », не отвечает на вопрос о том, кто же исповедовал и причащал местную братскую общину. Документ был послан к настоятелю Александро-Свирского монастыря от имени монаха Саввы. По всей видимости, это келарь Савватий, упоминаемый в списке монахов Юрьегорского монастыря за 1726 год [Кожевникова, 2017: 89]. Он пишет о том, что нужными для начальства сведениями не располагает («кто исповедывался и кто не исповедывался, сказать ничего не ведаю »), а строитель монах Матфей находится в Каргополе по неотложным монастырским делам [Арх. СПбИИ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 11/12. Л. 198-198 об.]. Заключение Как следует из рассмотренных «сказок», в мужских и женских монастырях Олонецкого уезда бытовал сложившийся до принятия петровских нововведений обычай обязательного ежегодного исповедания в течение Великого поста, который всегда считался самым подходящим временем для духовного очищения и приготовления к принятию особенных даров Божиих. Благодаря сохранившимся «сказкам об исповеди» известно, что в монастырях Олонецкого уезда в первой четверти XVIII века четко придерживались древнерусского правила, по которому монашествующим не разрешалось исповедоваться и причащаться у приходских священников [Смирнов, 1913: 29]. Выяснилось, что в первой четверти XVIII века монашествующие Олонецкого уезда могли иметь духовников в других монастырях, «как в старину», что противоречило постановлениям Большого Московского собора 1666/67 года. При переходе монаха из одной обители в другую связи с духовным отцом 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz