Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)

2021: 32]. Об этом незаурядном человеке сохранились скудные сведения в документах Новгородской духовной консистории. В 1722 году при составлении ведомости о монашествующих Кедринской пустыни иеромонах Мануил сообщал о себе, что до принятия монашеских обетов его звали Михаилом, принадлежал «чину церковническому Олонецкого уезда» [ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Св. 5. Д. 80. Л. 7]. Постригался в 1718 году в новгородском Юрьеве монастыре, которым в то время управлял архимандрит Аарон (Еропкин), будущий епископ Корельский. Строителем Кедринской пустыни Мануила назначили в 1720 году. Добавлю, что в 1736 году в наказание за незаконные монашеские постриги его отправили «под начал» к строителю иеромонаху Матфею Введенского Островского монастыря на реке Оять. Позднее он сумел бежать от приехавшего за ним архиерейского подьячего Ивана Хамантова, который должен был доставить провинившегося монаха в Великий Новгород [ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Св. 29. Д. 358. Л. 25 об.]. Вернемся к «сказкам об исповеди». В небольшом Никольском Брусненском монастыре, как сообщает его строительница монахиня София, все шесть монахинь (их звали Матрона, Кирика, Мая, Варвара, Анна и Агафья) исповедовались в Великий пост перед общим духовным отцом — иеромонахом Лаврентием, совершавшем богослужения в единственной монастырской церкви во имя святителя Николая. Наемные работники с женами ходили на исповедь к своему приходскому священнику Иоакиму Иванову, служившему в Георгиевской церкви соседней Шелтозерской волости [Арх. СПбИИ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 11/12. Л. 197-197 об.]. Строитель мужской Высокоезерской пустыни (в Южном Прионежье) монах Савватий писал архимандриту Кириллу о том, что он сам и остальные шестеро монахов (казначей Антоний, келарь Филарет, Илия, Лаврентий, Нифонт, Леванид) «во исповеди были » у своего духовника иеромонаха Феодосия, который подвизается вместе с ними в одной обители. Все исповедники накануне исповеди постились и после нее причащались Христовых Тайн [Арх. СПбИИ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 11/12. Л. 199-199 об.]. Интересные подробности читаем в «сказке», посланной в Александро- Свирский монастырь строителем Муромского монастыря (на восточном побережье Онежского озера) иеромонахом Кириллом [Арх. СПбИИ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 11/12. Л. 200-201]. Помимо него, в монашеской общине в тот год находился второй иеромонах по имени Исайя, семидесяти лет, который и принимал исповедь у строителя. Далее иеромонах Кирилл сообщает о том, что в Великий пост 1721 года он исповедовал и причащал всех муромских монахов, включая своего духовника отца Исайю (двенадцать человек), и троих работников. Также к нему в Муромский монастырь для «очищения совести» приезжали его духовные дети из Гакукской волости — служивший в Покровской церкви приходский священник Феодор Иванов с женой Пелагеей и его помощник дьячок Иван Аввакумов. К прибывшему в обитель в Великий пост гакукскому священнику для исповедания грехов подходили трое монастырских работников, бывших его прихожанами. Любопытен факт принятия исповеди муромским строителем у троих трудившихся в монастыре крестьян вопреки запретам, действовавшим с середины XVII века. По-видимому, мужчины «мирского чина» Михий Мелентьев, Феофан 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz