Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)

патриарха Никона (1652-1666 годы) на исправление богослужебных обрядов и книг, духовные власти стремятся законодательно упорядочить покаянную дисциплину и ввести для нее четкие нормы. Отказ от исполнения христианского долга исповеди отныне считался главным признаком принадлежности человека к числу «старолюбцев», поэтому посещаемость богослужений и регулярность «явки на исповедь» стали контролироваться епархиальным начальством [Алмазов, 1894: 370]. Согласно постановлениям Большого Московского собора 1666/67 года необходимым становится исповедание грехов мирянами перед духовником не менее четырех раз в год [Алмазов, 1894: 367]. Однако правило о четырехкратной за год исповеди, объявленное духовными властями, повсеместно не выполнялось верующими [Смирнов, 1913: 198]. Частью масштабной церковной реформы Петра I стало введение государственного контроля над частотой исполнения таинства исповеди. Именным указом от 8 февраля 1716 года требовалось «всякаго чина мужеска и женска пола людямъ объявить, чтобъ они у отцевъ своихъ духовныхъ исповедывались повсягодно» [ПСЗ I. Т. 5, № 2991]. Напоминание о необходимости ежегодного исповедания грехов повторялось в «Духовном Регламенте» [ПСЗ I. Т. 6, № 3718]. Другим именным Петровским указом, опубликованным 17 февраля 1718 года, приходские священники обязывались подавать начальству «ведомости о неисповедовавшихся» [ПСЗ I. Т. 5, № 3169]. Об этом же говорилось в синодском постановлении от 7 марта 1722 года [ПСЗ I. Т. 6, № 3914]. Позднее, 16 июля 1722 года, Сенат совместно с Синодом издают указ, по которому епархиальные архиереи должны были запрашивать у приходского духовенства специальные книги с записями обо всех исповедниках1 и причастниках в местной общине [ПСЗ I. Т. 6, № 4052]. Такие документы стали называться духовными росписями, или исповедными книгами [ПСЗ I. Т. 10, № 7226]. Кроме того, за «небытие у исповеди» для мирян законодательно вводились денежные штрафы [ПСЗ I. Т. 5, № 3169; Т. 6, № 3732, № 3914]. Для монашествующих существовали отдельные правила, касавшиеся выбора духовника и сроков исповедания грехов. По студийскому уставу2, принятому во второй половине XI века преподобным Феодосием Печерским в основанной им киновии (общежительном монастыре), исповедь чернецов происходила в храме на каждой утрене: ее принимал игумен, «врачуя каждого подобающим образом» [Смирнов, 1913: 22]. В последней четверти XIV века в Троицком монастыре преподобного Сергия Радонежского впервые появляется особая должность духовника. В больших многобратственных обителях могло быть несколько духовников, и каждый инок свободно выбирал из них духовного отца, как, например, в Соловецком и Тихвинском монастырях в первой половине XVII века [Смирнов, 1913: 26-28]. Со второй половины XVII века правила постепенно становятся более строгими из-за раскола в обществе на «новообрядцев» и «старолюбцев». Одно из постановлений Большого Московского собора 1666/67 года предписывало монашествующим «поновляться» (каяться) у своего настоятеля или общего монастырского духовника и не ездить в другие обители для «очищения совести»: 1Исповедник — тот, кто пришел на исповедь. 2 Студийский устав был составлен в начале XI века преподобным Феодором Студитом, настоятелем Студийского монастыря в Константинополе. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz