Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)
находился в могильной яме женского погребения 2, в ногах костяка. Скорее всего, останки ранее умершего новорожденного были положены при погребении в могилу матери. Подобные случаи неоднократно фиксировались при раскопках северокарельских могильников. У трех погребенных женщин сохранились остатки заплетенных кос (рис. 6). В Карелии замужние женщины традиционно заплетали волосы в две косы, которые, перевив между собой, складывали в узел на макушке. Умершим косы укладывались концами вниз [Конкка, Логинов, 2008: 231]. Заплетение волос подобным образом у «русского» православного населения широко известно по материалам археологических раскопок от Карелии до Прибайкалья. Примеров тому много, в частности, из городских некрополей XVII-XVIII веков Иркутска и Среднего Прииртышья (Изюк-1) [Татаурова, 2005]. Рис. 6. Село Варзуга. Некрополь, погребение 2. Графическая реконструкция Р. Галеева Немногочисленны индивидуальные находки: несохранившаяся медная заколка в волосах женщины (погребение 1), выявленная по следам медных окислов на органике, а также в двух случаях фрагменты кожаной обуви — специальные похоронные «тапочки» без подошвы [Курбатов, 2002]. Работы 2012 года. В границах раскопа (16,25 м2), находящегося уже под зданием церкви, выявлено 19 погребений: целых — 13, частично нарушенных — 6, из них 9 — новорожденные и дети первого полугода жизни и 10 — останки «взрослых» и подростков. Фиксируются единообразные признаки христианских захоронений: погребения в ямах, тела лежат вытянуто на спине, головой на условный «запад», без сопровождающего инвентаря [Шахнович и др., 2012; Шахнович, Широбоков, 2013]. 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz