Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)

Рис. 4. Одно из кладбищ строителей Мурманской железной дороги с могилами рабочих- китайцев [НАРК] Однако один из грабителей выжил и успел рассказать, вероятно, через переводчика, что «их, хунхузов, на Мурманской дороге целая шайка, в которой насчитывается 84 чел., и что все они находятся частью в Петрозаводске, в Кеми, Сороке и в Мурманске». Когда же «граждане Поднебесной республики» узнали о выжившем грабителе, то они «тут же, самым хладнокровным образом его дорезали». Автор заметки упомянул и о том, что один из грабителей, «как ни странно это, служил в петрозаводском депо кочегаром» и ездил на паровозе с машинистом [Хунгузы, 1917]. Ощущение постоянной угрозы смерти, образы смерти, сохранившиеся в источниках личного происхождения, позволяют исследовать черты «эмоционального сообщества» вынужденных переселенцев на строительство МЖД и механизмов их адаптации к жизни в непривычных обстоятельствах «военного лихолетья» 1914-1917 годов. Заключение В условиях революционных потрясений 1917 года разнородные социальные и национальные интересы разных категорий строителей магистрали все больше приходили в противоречие. Это подтверждается многочисленными примерами произвольного обращения рассказчиков с, казалось бы, раз и навсегда 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz