Труды КНЦ вып. 20 (Гуманитарные исследования) вып. 1/2021(12)

«Китайский фактор» дестабилизации повседневной жизни рабочих и служащих магистрали Летом 1916 года вынужденной миграцией в регион стало появление на трассе 8,5 тыс. китайцев, завербованных агентами строительного управления в Манчжурии. Как установил петрозаводский исследователь Н. А. Кораблев, именно это количество китайских рабочих на мурманской железнодорожной стройке соответствует данным государственного контроля, хотя в литературе их численность обычно определяется цифрой в 10 тыс. человек. Их привлечение во многом объяснялось тем, что китайские рабочие хорошо зарекомендовали себя при постройке железных дорог на Дальнем Востоке, в частности КВЖД. При найме планировалось сконцентрировать всех китайцев на линии от Сороки до Кандалакши, но в действительности они оказались разбросаны группами по всей трассе от Петрозаводска до Колы, при этом 1,6 тыс. человек были направлены в Заполярье [НА РК. Ф. 320. Оп. 3. Д. 52/421. Л. 70, 71 об.; Дубровская, Кораблев, 2017: 110] (рис. 3). Рис. 3. Китайские рабочие из Манчжурии на строительстве Мурманской железной дороги 1916 год [Карелия в г о ды ., 2016: 109] Весной-осенью 1917 года этому контингенту рабочих не удалось избежать потрясений, вызванных социальными катаклизмами революционного времени. Исследования московского историка В. П. Булдакова показали, что в этот период повсеместное распространение получило недоверие российского общества ко всем «чужим». В конце мая этническую окраску получил вопрос о «разгрузке» Петрограда. В частности, на заседании рабочей секции Петроградского Совета 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz